«Тяпка» — это не первый мой автомобиль. Далеко не первый. Но не будем о грустном. Дело в том, что позапрошлым летом я «удачно» разбил три машины, в том числе и «Опель Кадет Караван». Ездить на чем-то надо было, и как раз в свой день рождения купил «Тяпку». Так что можно сказать, что она в мои руки попала почти случайно. Но в данный момент меня более чем устраивает.
О системе я думал давно — еще когда только начал заболевать автозвуком. Первый раз услышал, как должна звучать система в машине на автомобильной выставке «SIA» в Киеве в 2000 году. Выставлялась машина Геннадия Доли. Он посадил меня послушать. Помню, тогда мне показалось, что я в концертном зале. Так состоялось наше знакомство, и это было настоящим «озарением». С тех пор серьезно заболел автозвуком, а недостаток информации восполнялся блюзмобилевскими встречами. Я их регулярно посещал, слушал разные машины, и мечта о классной системе крепла и крепла.
Вычитал в российской конференции «Блюзмобиля», что есть способ установки динамиков «в пол». Заинтересовался. Оказывается, начали делать подобные установки американцы, а россияне переняли. У нас в Украине такого опыта не было, соответственно — послушать не у кого. Правда, когда-то «Блюзмобиль» делал «Жигули», под сиденья которых поставили овальные динамики. Но ящик там был не закрытый, а почти открытый — так называемая панель акустического сопротивления. После этого, по моим сведениям, у нас напольными установками никто не занимался, поэтому как будет звучать моя будущая система, я мог только представлять. Но решил на свой страх и риск попробовать.
Риск был немалым. Во-первых, в ящике малого объема не каждый динамик звучит. По рекомендации попробовал поставить в ящики Prology (серия Reference 16 см) — звук получился достаточно качественный, сцена оказалась на месте. Меньше затрат и меньше возни с шумами кузова, особенно в «Таврии», где очень шумный пластик в салоне (естественно, потом я сделал и виброшумоизоляцию, без этого никак не обойтись).
Во-вторых, многие к ящичным установкам относятся скептически. В их числе — президент SPL-клуба Вадим Джалалов, а его мнение для меня (и не только) — исключительно авторитетно. Мы с ним общались на эту тему, он убежден, что ящик хорош только для трехполоски. Я же долго пытался себя убедить остановиться на двух полосах, но в результате все равно поставил третью. Действительно, лучше. Есть мнение, что напольная установка — это установка для ленивых. Сделал ящик, поставил его — вот тебе звук, уже можно слушать и получать удовольствие. Кстати, для того, чтобы поставить напольные установки, мне пришлось поднять переднюю часть сиденья на пять сантиметров.
Но это уже — о практической реализации идеи. В этом процессе я был, наверное, главным участником, но далеко не единственным. Подбор компонентов осуществлялся в основном по советам друзей, чертежи и заготовки делал я (тем более что профессия обязывает), изготавливать и устанавливать снова помогали друзья. Большую помощь оказал московский специалист — Николай Киреев (Nikk), его еще называют «Маэстро боксов»: он настоящий ас по ящичным системам, да и вообще напольные установки — его конек. «Заочные» советы Киреева дорогого стоят. Он же помог и с подбором и приобретением среднечастотников Lanzar CS-34 — передал мне из Москвы через известного многим любителям автозвука по интернетовским конференциям Ботаника (Дмитрий Морозов из Барнаула, который тоже стоял «у истоков» моей инсталляции и является активным помощником «тавроводов»). У нас эту модель нигде не достать — ее прекратили выпускать в 2000 году. Да ее и в Москве нигде нет, мне из старых запасов досталась. С новыми моделями сейчас большие проблемы: чем дальше, тем они попсовее.
Пищалки Morel МТ-2 в связке с «Ланзарами» дают нормальное звучание даже в составе двухполоски | |
«Голова» Nakamichi отличается очень сложной конструкцией, все-таки шестидисковый чейнджер в этом размере — довольно рискованное решение | |
Динамики в сами ящики — Lanzar NEO-8, уникальные в своем роде и тоже найденные и доставленные из Москвы. У них обращенная магнитная система, малая установочная глубина, за счет чего также не требуется большого объема для работы. Они справляются и с ролью мидбаса (хотя обычно сабовые динамики отыгрывают только нижнюю полосу частот). Эти же «уникумы» играют вверх до 4 кГц. Фактически как мидбас. А высокочастотники Morel МТ-2 позволяют в связке с «Ланзарами» обеспечить нормальное звучание даже в составе двухполоски. Система и без сабвуфера играет от 40 Гц — для нормального человека этого с головой хватит. Но я все-таки решился на саб. Вот где нюансы: без него слушаешь — вроде не нужен, включаешь саб — как будто то же самое, выключаешь — исчезает мягкость звука, нет характерного обволакивания. В общем, предела совершенству нет. Но если добиваться идеального звучания, крыша может съехать.
Но тем не менее общими усилиями получилось неплохо. Почему общими? Да моя «Тяпка» по конференциям известна всем, и не только в Украине. Мне кажется, любой знает, что у меня в машине стояло, что стоит и историю того, как оно туда попало, — советовали и «строили» сообща. И перестраивать помогают: за полтора года это уже второй усилитель, вторые ящики и второй комплект динамиков.
В ближайшем будущем опять планирую поменять большую часть системы. На мой взгляд, лучшее, что есть в моей установке на сегодняшний день и что замене не подлежит ни при каких обстоятельствах, — это головное устройство, «легенда» Nakamichi MВ75. В своё время на международной выставке в США эта «голова» произвела настоящий фурор. Тогда все с восхищением смотрели на то, как лихо Nakamichi меняет диски, и никто не мог понять, как можно было шесть компактов «всунуть» в формат обычной «однодиновой» головы. Я давно слышал про эту модель, но когда мне предложили купить, все же сначала решил послушать отзывы. Ведь аппарат очень сложный в конструкции (все-таки шестидисковый чейнджер в этом размере — рискованное решение). Но когда узнал, что она из первой партии 2000 года и произведена в Японии, учитывая при этом, что сейчас сборка этих устройств производится исключительно в Малайзии, — решил взять. Не жалею — очень красиво звучит. Так же удачно получились высоко- и среднечастотная секции (пищалки и «серединки»). Все это точно останется. На замену пойдут усилители, сабвуфер. Ящики с мидбасами, наверное, тоже будут заменены (чем — еще не решил). Хотя расставаться будет немного жалко: с этими компонентами я прошел практически все соревнования и занял 2-е и два 1-х места по SPL (ночные в Киеве, Ковеле и Тернополе), 3-е место по качеству в Полтаве. С тех пор уже поменял сабвуфер (Cerwin-Vega Stealth 10 дюймов на 12-дюймовый Oris ASW 12), но, видимо, такова моя натура. Человек не успокаивается, хочется большего. И не только мне. Я смотрю на своего товарища — «тавровода» Сергея Семесько, которого я заразил SPL-движением, — он такой же. Заняв несколько раз на соревнованиях призовые места, уже не может не совершенствовать систему. Так что те 90% людей, которые думают так: «Что-то играет, и слава богу», — это счастливейшие люди, далекие от аудиофильских нюансов. А чем дороже установки, тем больше разница в звучании будет сводиться к деталям. С этой точки зрения можно лишь пожалеть европейских чемпионов, вкладывающих в аудиосистемы десятки тысяч долларов.
Нам было труднее: «Тяпка» — фантастически вредная машина для качественной инсталляции. Она хороша для SPL, так как маленькая и ее легко «надуть», а для SQ — сплошные компромиссы, сплошные отражения. Сцена построена так, что подседельная установка и высокочастотники играют на отражение от лобового стекла. Убери его, и сцена развалится. Многие вообще удивляются, зачем, мол, в «Таврии» ТАКОЙ звук. Я отвечаю: «Таврии» все равно, мне — нет!!!» Но все же я скорее меломан, чем аудиофил, которого занимает, как звучит пальчик на третьей струне восьмой скрипки оркестра. Я слушаю музыку, а не звуки.
А музыку готов слушать любую хорошую. И современное «бум-бум», и классику, и оперную, оркестровую, и старое диско, рок, и даже Сердючку — под настроение. Единственное требование — музыка должна быть качественной и исполненной настоящими профессионалами. Сейчас затишье — сезон соревнований закончился, появилось время для апгрейда, модернизации системы. Впереди новый сезон...
ТИП СИСТЕМЫ аудио
СОСТАВ 3-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИК Nakamichi MВ75
УСИЛИТЕЛЬ Kicx KAP 45
АКУСТИКА Lanzar NEO 8, Lanzar CS-34, Morel MT-2
САБВУФЕР Oris ASW 12
Источник: журнал Автозвук, 05/2005. По материалам журнала FOR'Z, Киев, Украина
Статус в деталях. Тест компонентных акустических систем Alpine HDZ-65C (серия Alpine Status)