Виталий Карев некогда взял себе профессиональное имя «Бумбараш». Многие завсегдатаи автозвуковых соревнований только под этим именем его и знают. Под ним же его машина много раз получала призы и за качество звучания, и за SPL. Для SPL позже даже был построен отдельный «болид», первая любительская SPL-установка класса «экстрим». Так и называлась - «Бумбараш-2». Призовых кубков набрала больше полутора метров, если друг на дружку поставить.
Когда в этом году на севере столицы, рядом с каналом имени Москвы, открылся самый молодой на сегодняшний день установочный центр, Виталий стал его «научным руководителем». А назвали студию «Эклектик Аудио», подчеркивая, что мощь эспиэльного болида и тонкость аудиофильской установки можно совместить если не в одной машине, то уж точно - в одной студии.
Молодой человек, пригнавший в «Эклектик Аудио» недавно приобретенный BMW 520 Touring, был как раз одним из завсегдатаев соревновательных площадок. Не только в роли зрителя - на предыдущей машине Илья (так зовут хозяина авто), не без помощи Виталия и его товарища по всепоглощающей страсти к автозвуку Рафаэля Сухова, взял призовое «серебро». Теперь, приехав на машине с полной, под крышу, комплектацией, он сформулировал требования к системе на уровне экстремальных. Возможность участия в соревнованиях, причем с совсем не олимпийским желанием - победить. Выбор установочного центра в данной ситуации сомнения не вызывал, а понимая всю серьезность поставленной задачи, стали решать ее коллегиально. Два уха хорошо, а шесть - больше.
Morel MT3: "правильная" пищалка | Очень похоже на не упомянутый в тексте компонент аудиосистемы. На самом деле - это динамик системы hands-free |
"Пионер-945" имеет ровно один недостаток - писк люминесцентного дисплея. Но и его удалось устранить | Готовая мидбасовая установка |
Мидбасы в кикпанелях до установки обшивок | Усилители и сабвуферы расположились симметрично по сторонам багажника |
Левый и правый сабвуферные блоки не совсем одинаковы. У одного конденсатор (с индикатором) установлен снаружи, а у другого - внутри, потому что без индикации |
Непобедимый Pioneer DEH-P945R встал, как и следует, на штатное место. Два его канала дают отфильтрованный встроенным кроссовером сигнал на твитеры, два других - на мидбасы и последняя пара - на сабвуферы. Зная проблему 945-го (характерный писк), блок питания для его люминесцентной панели поместили за «естественным» экраном - перегородкой моторного отсека.
Для твитеров изготовили подиумы, обтянутые материалом в цвет отделки салона, а угол наклона искали в течение трех дней, несмотря на то, что знали: в «голове» есть процессор задержек, что недобрали установкой, можно будет потом «дотянуть» процессором. Только результат напрямую зависит от того, насколько сильно «тянутой» окажется звуковая сцена. Так что для начала про процессор как бы забыли. Высокочастотники обрезаны снизу встроенным в «голову» электронным кроссовером на 4000 Гц, но так как кроссовер 2-го порядка, твитеры вносят существенный вклад в излучение начиная с 2500 Гц. Благодаря такой настройке звуковая сцена по высоте расположена на уровне глаз.
Мидбасы установили в кикпанелях. «Установили» - слишком просто сказано. В кикпанелях BMW при наличии некоторого опыта (а у Виталия такой опыт был по своей машине) можно выкроить закрытый объем, и немаленький. Однако сильно демпфированные головки Morel в таком оформлении «разыгрываются» во всю силу только выше 150 Гц. Выход был найден нестандартный: мидбасы работают в фазоинверторах объемом 4 литра, настроенных на 80 Гц. Полоса сигнала, подаваемого на динамики, - от 80 до 4000 Гц. Кстати, благодаря такому акустическому оформлению удалось убить еще одного зайца. Как известно, фазоинверторный корпус дает большее групповое время задержки, чем закрытый ящик (в нашем случае - около 7,5 мс), у закрытых ящиков сабвуферов ГВЗ равно примерно 3,5 мс). Поэтому при минимальной фазовой коррекции несогласованность по задержке была сведена к минимуму. Корпуса мидбасов изготовлены из фанеры, которая пропитана водоотталкивающим составом, а изнутри тщательно задемпфированы STP и проклеены для ликвидации возможной утечки воздуха. И, естественно, жестко закреплены и закрыты фальшпанелями в стиле оформления салона с грилями для динамиков и сопел фазоинверторов.
К багажнику подошли следующим образом: все штатные обшивки демонтировали и в целости и сохранности вручили хозяину. Сделано это не просто так. Предыдущую машину, ту самую, призовую, Илья попытался продать с музыкой. Но, к сожалению, этот номер не прошел. То есть покупатели не были против серьезной аудиосистемы в автомобиле, но платить готовы были как за «магнитолу-четыре динамика». Пришлось ее довольно болезненно демонтировать, чтобы машину продавать «немой». С BMW 520 поступили иначе. Несмотря на капитальность системы, ее демонтаж займет, при необходимости, не более получаса. Два полностью симметричных подиума с сабвуферами и усилителями закреплены по нишам багажного отсека с минимальной потерей полезного пространства. Оформление сабвуферов - закрытые ящики объемом 15,6 литра, с подводимым сигналом до 80 Гц. Сабвуферные ящики изготовлены из ДСП, каждый наглухо задемпфирован и частично заполнен акустическим синтепоном. На каждом ящике закреплен усилитель, один для поканального усиления фронтальной пары, а второй - для сабвуферов. И здесь все непросто. Сабвуферных выходов у Pioneer DEH-P945R два. Каждый из них выдает сигнал на фазовый корректор Precision Power PSC 221, который, в свою очередь, передает его на усилитель. Сабвуферы Farenheit CK-10D двухобмоточные, с двумя секциями по 4 Ом. И каждая обмотка получает сигнал от своего канала усилителя. Мало того - сабвуферное звено работает в стереорежиме. Единственное, что нарушает симметрию багажника, но отнюдь не портит его, это хромированный конденсатор с красным цифровым индикатором и синим светодиодом, установленный на правом сабвуферном ящике. Второй конденсатор спрятан: он без индикации, смотреть там особенно не на что. Упрятан под обшивку и корректор фазы: его регулируют тщательно и долго, но один раз, и оперативного доступа не требуется. Сами ящики и фальшпанели с грилями для защиты сабвуферов обтянуты карпетом в цвет «родного».
Теперь пришла пора «вспомнить» про встроенный процессор временных задержек головного устройства. Все настройки, сделанные без него, - угол наклона твитеров, согласование фронтов при помощи различных акустических оформлений динамиков - теперь подверглись тонкой коррекции при помощи процессора.
Ну а теперь... Возьмем кусочек Roy Ayers, добавим David Benoit, немного Chet Atkins, подсластим все это Grover Washington и попробуем, что получилось.
Получилась предельно четко выстроенная, глубокая сцена, фронтальный бас без намека на запаздывание, исключительно ровная АЧХ при минимальной, между прочим, коррекции в «голове». Ненавязчивые, комфортные высокие вкупе с сочным, упругим мидбасом произвели очень приятное впечатление. То, что не было слышно во многих других машинах, здесь было настолько явно, что мне хотелось прослушать давно знакомые композиции заново. Я раньше и не подозревал, что у старика Эткинса так отчетливо слышны движения пальцев по струнам акустической гитары, даже слышно (или это чудится?), что это пальцы уже немолодого музыканта. Реальность и телесность звуковых образов - как в концертном зале, причем в восьмом ряду, откуда Пугачева слушала своего маэстро. Честно говоря, я прежде с прохладцей относился к сабвуферам Farenheit, считая их доступной альтернативой дорогим головкам, но именно альтернативой. Признаюсь: поменял позицию радикально. После этой машины готов рекомендовать Farenheit каждому любителю хорошего звука. Четкий, хорошо структурированный бас в их исполнении был просто изумительным. Дело за малым - чтобы вам их поставили не хуже...
Источник: журнал Автозвук, 05/2002
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором