Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Своя игра. ВАЗ-2107. Dynaudio из фанеры

    Олег Скотников со своей ВАЗ-2107 занял 1-е место в классе «Новичок 1500» на финальных соревнованиях первенства Европы по автозвуку в Санкт-Петербурге в 2003 году и 3-е — в классе «Любитель 3000» на открытии сезона в Москве в 2004-м.
    В соревнованиях я участвую уже не первый год, штука это важная и полезная, как говорится, себя показать, других посмотреть. Уже потом, дома, ещё раз внимательно перечитываешь судейский протокол и... за работу, что-нибудь подстроить-подкрутить или переделать-переставить.
    Самыми многострадальными оказались пищалки, точнее, не они сами, а накладки передних стоек. Каждый из судей говорил, что излучатели лучше передвинуть вот так и довернуть вот эдак, чтобы добиться наилучшего звучания. В результате скоро разменяю первый десяток комплектов накладок, благо и стоят они дёшево и продаются на каждом шагу. Кстати, именно из-за этого для экспериментов со звуком выбрал доступный отечественный седан. Если что и придётся поменять из заводских облицовок, то это будет быстро и недорого.
    Но обо всём по порядку, чтобы не путаться и не прыгать с пятого на десятое.
    «Головой» всей системы я назначил CD-ресивер из кенвудовских, понравился он мне своим мягким звучанием. Заводской вариант монтажа в центральной консоли показался неудобным, слишком низко, поэтому воздушные дефлекторы посередине торпедо и штаны патрубка были купированы, а на их место установлен полуконтейнер из комплекта. Само собой разумеется, оказавшееся лишним отверстие моторного щита закрыл заглушкой, привинченной наглухо к металлу. Пыли в салоне теперь поменьше, хотя она всё равно лезет через печку отопителя.
    Отдельной задачей было изготовление новой, прочной и жёсткой, рамки для «головы». По правилам соревнований рамка не должна болтаться и дребезжать, а у «Кенвуда» она так и норовит жить своей жизнью. Поэтому не колеблясь вырезал новое обрамление из алюминиевого листа толщиной 8 мм, покрасил его в чёрный цвет и закрепил в четырёх точках. Теперь точно никуда не денется.
    От приточной вентиляции одна пыль, поэтому вместо дефлекторов стоит «голова».
    Только третий экземпляр фальшпанели чейнджера стал вести себя тихо.
    Переделка декоративных накладок в акустические поставлена на поток.
    Мрачная, почти тевтонская, эстетика комбинации приборов в «семёрке» подвигла меня на небольшую доработку шкал. Делается это совсем не сложно. Шкалы демонтировал и с помощью сканера перегнал их в компьютер. Потом привлёк к делу рекламщиков из соседней конторы, для которых поизмываться в CorelDraw над оригиналом — дело пяти минут. Готовое изображение перешло из виртуальности в реальность с помощью специального принтера, печатающего на чём угодно. Мне понравился специальный матовый белый пластик, который ребята используют для светящихся колонн. Он хорошо рассеивает свет и маскирует «точечность» синих светодиодов.
    Шестидисковый чейнджер поставил в бардачок, с обоими, и с чейнджером, и с бардачком, пришлось помучиться. Кусок патрубка для подачи воздуха на боковые стекла вырезал и на его место поставил 35-миллиметровый шланг от пылесоса. Чтобы прикрыть неприглядные «кишочки» вазовской панели, с помощью строительного фена из листа полистирола отформовал фальшпанель довольно сложной формы, которую обтянул карпетом. Мучился долго, «тихий» фальшик получился не с первого раза, другие всё время норовили добавить дребезгу в и так не тихий салон отечественного авто. Хотя на вибродемпферы и шумоизоляторы пришлось потратить уйму времени — днище, крыша, моторный щит, вобщем, все шесть плоскостей «коробочки» салона укатал листами STP и залил V-блоком.
    Пульт ДУ, который продаётся для «Кенвудов», удобно поделён на две части — панелька с кнопками и излучатель. Панельку я утопил в накладку ступицы руля, а светодиод поставил в отверстие спицы так, чтобы линза немного выступала над поверхностью. На нашей «классике», наверное, мы никогда не увидим подушку безопасности, поэтому проблем здесь не было и не предвидится.
    Фронтальной акустике, как мне думается, в этой жизни очень повезло, потому что установлена она не просто на фанерном щите, а на щите из бакелитовой фанеры с надписями «Dynaudio». Уж и не знаю, имеет ли эта фанера прямое или косвенное отношение к марке известной акустики, но факт остаётся фактом — когда знакомые, которые постоянно мотаются по службе в Финляндию, позвонили и сказали, что им попалась на глаза ТАКАЯ бакелитовая фанера, я тут же попросил их об одолжении. Тем более для них это была не проблема, свой транспорт, как-никак.
    Средне- и низкочастотные динамики ориентированы на середину салона, приблизительно в одну точку, чуть выше рукоятки коробки передач. Такое сочетание взаимного положения излучателей относительно двери удалось найти только с третьим вариантом подиумов, первые два, неудачные, пошли в корзину вместе с обивками. Естественно, что дверь акустически подготовлена, технологические окна заделаны, установлены электрические стеклоподъёмники и ручки для открывания перенесены в верхний угол — всё для того, чтобы поставить динамики наилучшим из возможных способов. Кстати, серединка играет на небольшой объём, который «подарили» технологи ВАЗа, сделав выштамповку как раз там, где надо. Получилось около 2 литров, отгороженных от основного объёма двери. Готовый щит с подиумами был облагорожен декоративными деталями из пенопластика, после чего вся поверхность оклеена карпетом на аэрозольном клею.
    Надписей «Dynaudio» за карпетом не видно.
    Декоративная накладка сделана из фанеры, оклеенной вручную фольгой и плёнкой.
    Монтажная стенка тоже из фанеры, но потолще и без фольги.
    Аккумулятор закрыт защитным стеклом, всё по правилам соревнований.
    Теперь про пищалки. В нынешнем, девятом варианте они играют с частичным отражением и «смотрят» чуть крест на крест, на середину лобового стекла. Левый динамик установлен выше правого, чтобы обойти акустическую тень козырька комбинации приборов. Подиумы вылеплены из металлопластилина, который хорошо обрабатывается после отверждения. На декор пустил вездесущий карпет, а алюминиевые кольца, которые обрамляют все шесть излучателей фронта, изготовил на заказ знакомый токарь, тот же самый, который делал кольца и для новых приборных шкал.
    В багажнике, где традиционно собрались все силовые и крупногабаритные компоненты, всё установлено послойно. Первым слоем, в распор между коробом пола и полкой заднего стекла, — фанерный ящик сабвуфера чистым объёмом 28 литров. Первые пробы с динамиком дали бубнящий бас, поэтому виртуальным увеличителем объёма стал синтепон. Фальшполку под задним стеклом изготовил заново из фанеры, обтянутой карпетом, и не «просветлял», а запустил басовую часть музыкального сигнала в салон через отверстие для подлокотника.
    Вторым слоем поверх сабового ящика на листе 20-миллиметровой фанеры установлены усилители — фронтальный DLS и сабвуферный Kenwood и пассивные кроссоверы MB Quart. Здесь же, рядом — коробка-дистрибьютор с предохранителями и вольтметр от буферного конденсатора. Сам фарадник укреплён на тыльной стороне листа, поближе к силовым клеммам усилителей. Чтобы облагородить усилительно-коммутационный натюрморт, поверх него, на шести болтиках из нержавейки, закреплена фальшпанель, которую отделал самостоятельно. Первый слой — это фольга, второй — прозрачная пластиковая плёнка. Те, кто хоть раз видел или, тем более, сам делал тонировку стёкол, пройдут моим путём без затруднений, результат того стоит.
    Из всякой необходимой мелочёвки получилась сборная солянка: межблочники DLS, «сила» Kicker, акустический провод Belsis, автомат выключения Art Sound на 140 А, клеммы Daxx. Клемм не жалел и на них не экономил, деталька ведь копеечная. А плохой контакт, сами знаете, крови попить может побольше целого стада комаров. Поэтому даже силовой кабель 4 калибра обжат втулочными клеммами, хотя дистрибьютор оснащён зажимами под зачищенный кабель. Так оно надёжнее, и зажимной винт не передавит никакую медную жилку, и не расползётся всё это хозяйство в стороны, прослабив затяжку.
    Что сказать по настройке? Сабвуфер получает сигнал ниже 80 Гц через встроенный кроссовер усилителя, фронтальный мидбас играет в полосе от 80 до 500 Гц также через фильтры своего усилителя. Ну а верхушку и серединку делит пассивный фильтр из комплекта. Типичная 2,5-полосная схема, хотя начинал я в 2002 году с обычной двухполосной. Потом, устав бороться с фазовыми искажениями, решил попробовать три полосы. Менял в системе и «головы», перепробовал и переслушал не одну. Сейчас стоит уже четвёртый вариант системы, а в мыслях уже вынашиваю пятый. Надо будет проверить, хватит ли фанеры Dynaudio, если стану двери переделывать, я теперь другой пользоваться не буду, от добра добра не ищут...

    СОСТАВ СИСТЕМЫ: 3-полосный фронт + сабвуфер
    ИСТОЧНИКИ: Kenwood KDC-M9021, KDC-C465
    УСИЛИТЕЛИ: DLS MA450, Kenwood KAC-628
    АКУСТИКА: MB Quart DSD 210, DLS B6
    САБВУФЕР: Ultimate SB10

    Олег Скотников

    Источник: журнал Автозвук, 07/2004
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa