Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! HDD-накопитель Alpine HDA-5460. Жесткая позиция

    Обещали все. На всех крупных выставках на стендах всех производителей головных устройств из «первого эшелона» уже не по одному разу повисели прототипы «голов» с жёстким магнитным диском в роли носителя информации. С пометкой, письменно или на словах, «Coming soon», что должно означать «вот-вот». Столь точно указанный момент у большинства фирм так и не наступил.
    Это огорчало, в том числе и полной непонятностью: в чём, собственно, загвоздка? Жёстких дисков — навалом, любого размера, и физического, и информационного. Программное обеспечение наши бывшие соотечественники, окопавшиеся в лучших софтверных фирмах, напишут какое хотите. Прототипы менялись (а то вдруг к очередной выставке и исчезали без комментариев), а срок, в течение которого нам безмолвно предлагалось ждать обещанного, больше подходит для инвестиционной деятельности, три года в car audio — целая эпоха. И вот наконец реальный, серийный, в упаковке и с ценой образец такого устройства. Alpine HDA-5460. Итак, знакомимся.
    Корпус стандартных размеров DIN с традиционно алпайновским дизайном, непривычно только, что органов управления крайне мало, настолько, что впервые, говоря о такой технике, их можно легко перечислить все: энкодер с кнопкой в центре, кнопки MENU, POWER и DISP и сразу бросающаяся в глаза рукоятка на манер курка рядом с энкодером. Как выяснилось позже, она решает те же задачи, для которых сейчас принято ставить или пару кнопок, типа «вверх-вниз», или качалку, как на громкости или настройке. Но, помимо очевидного разрушения монотонности дизайнерских решений, благодаря чему HDA сразу встаёт особняком от остальной продукции марки, здесь есть и довольно тонкий психологический момент, который уловить удалось, признаюсь, не сразу. Почему-то этот «курок» непонятным подсознательным образом намекал на компьютерную природу устройства. Потом я понял, почему: те, кто взрослел вместе с персональными компьютерами, помнят, что именно такими курками, только серого «компьютерного» цвета, снабжались древние дисководы для 5-дюймовых дискеток. Неординарный ход, ничего не скажешь.
    Столь лаконичное решение панели управления связано с тем, что HDA-5460 — это не головное устройство, как нам вначале показалось. Это — чистый источник сигнала. В нём нет ни регулятора громкости, ни тюнера, ни, уж конечно, усилителей. С этой точки зрения HDA-5460 занимает промежуточную позицию между домашним CD-проигрывателем и автомобильным чейнджером.
    От домашнего «сидюка» он заимствовал полную автономность. Вы подключаете устройство к цепям питания обычной тройкой проводов: постоянный «плюс», «земля» и замок зажигания. Выходной сигнал фиксированного уровня снимается с пары RCA-гнёзд. Функции органов управления относятся только к транспорту.
    Но если головное устройство используется Alpine серии «А» (снабжённое шиной Ai-Net), то управленческие функции передаются «голове», и в ней же происходит необходимая обработка сигнала. Для утраты автономности достаточно перекинуть переключатель на корпусе.
    Лаконичная панель снимается обычным образом, но с необычной целью. Это не просто средство предохранения аппарата от кражи (хотя и это тоже), а способ доступа к съёмному жёсткому диску. Он извлекается из устройства предельно просто: надо прихватить его за фиксирующие «уши» и потянуть. На свет выходит коробочка размерами почти ровно две пачки сигарет, положенные рядом. Сзади — три разъёма: для связи с основным блоком (обозначен I/O), стандартный MiniUSB, как на любой почти что цифровой фотокамере, и разъём внешнего питания. Блок питания входит в комплект, разумеется. Внутри — жёсткий диск ёмкостью 16 Гб. Формально для таких габаритов немного, но, видимо, у Alpine были свои соображения касательно употребимости существующих жёстких дисков для намеченных целей. Много ли это применительно к роли музыкального хранилища? Давайте посчитаем: при среднем объёме «фирменного» CD 500 мегабайт это означает около тридцати дисков. Это если загонять на диск аудиоданные «один к одному», в виде WAV-файлов. Если же идти на компрессию данных, то ёмкость возрастает пропорционально степени компрессии, и даже в случае наиболее бережного обращения со звуковой информацией, допускаемой стандартом mp3 (скажем, 320 Кб/с) дисков (компактных) на диске (жёстком) окажется не меньше полутора сотен.
    Если предположить, что мы их туда уже загнали (хотя реально ещё и не начинали, всему своё время), возникает проблема навигации в таком море музыки. При разработке этой части своей новинки в Alpine постарались максимально дистанцироваться от компьютерной логики «папки — уровни — файлы», от неё и в области компьютерной техники начинают уходить. Вам что нужно? Определённый диск? Определённая песня? Определённый жанр? Или заранее подобранный список? Вот так и говорите. Именно по этим признакам HDA-5460 будет искать у себя на диске то, что вам в эту секунду понадобилась, а орган управления поиском (в автономном режиме) — тот самый «курок» и энкодер, который хоть и похож на регулятор громкости, но работает скорее как ручка настройки, вернее — движения по меню.
    Теперь надо что-нибудь загрузить на диск, чтобы испытать новинку. Для операций с переносом музыки из компьютера на диск HDA-5460 к нему прикладывается CD-ROM с программой Mobile Media Driver. Однажды запущенный, он осматривает весь компьютер в поисках того, что может воспроизвести HDA-5460. А это — WAV-файлы и компрессированные mp3 и WMA. Теперь, когда в окне появилось всё музыкальное содержимое компьютера (независимо от того, где оно хранилось, MMDriver ощупывает всё), его можно перенести в машину двумя способами. При любом, естественно, вначале надо соединить блок жёсткого диска с компьютером стандартным шнуром USB-MiniUSB и с сетевым адаптером. Как оказалось, это удобнее и привычнее, чем использование всякого рода крэдлов, наподобие, например, прилагаемого к Kenwood Music Keg. Операции ровно те же, что и при подключении цифровой фотокамеры, а прилагаемый шнур даже не распаковывали, в уважающем себя компьютере USB-хвост для связи с камерой и телефоном воткнут постоянно.
    После подключения MMDriver показывает и содержимое диска HDA-5460. Оттуда можно ненужное стереть, а нужное занести, либо перетаскивая песни по одной или кучками, как обычные файлы в Windows, либо же задать папку, содержание которой будет синхронизироваться с диском HDA-5460. Это уже заимствование из технологии работы с компьютером-«наладонником».
    Как уже говорилось, играть HDA-5460 будет все три наиболее распространённые типа звуковых файлов и прямых предпочтений не высказывает. А косвенные — высказывает. С помощью MMDriver можно, например, «сграбить» музыку с CD и сохранить в компьютере (но не напрямую на диске HDA-5460) в формате WAV или mp3 с любым битрейтом. А в WMA — нельзя, хотя HDA-5460 этот формат прекраснейшим образом понимает. Дело здесь, разумеется, в правовых аспектах: WMA — формат, не отданный на растерзание публике, как mp3, а связываться с зажиточным американским очкариком по имени Билл никому лишний раз не охота. Решение-то простое: WMA отлично генерирует Windows Media Player, и это будет и удобно, и законно.
    При «граблении» с компакта MMDriver всякий раз предложит связаться с базой данных CDDB и идентифицировать дорожки. Имеет смысл соглашаться, в противном случае потом всё это будет называться на дисплее HDA-5460 выразительными именами Track 1, Track 2 и так далее. При записи «награбленного» в mp3 вся информация, разумеется, будет автоматически записана в ID3-тэги.
    Заполненный музыкой блок жёсткого диска, который, кстати, в силу простых форм и отсутствия выступающих частей отлично ложится в карман, переносится в машину и досылается в гнездо HDA-5460, после чего ставится лицевая панель и, в принципе, можно в путь. Но мы предпочли задержать аппарат в лаборатории ещё на некоторое время.

    Лицевая панель HDA-5460 снимается так же, как на любом другом головном устройстве. Но с другой целью: извлечь и подключить к компьютеру «загрузочный модуль»


    В этот раз мы не потрудились делать какие-либо приборные измерения. У «чистого» источника, которым является HDA-5460, контролируемых параметров, собственно, только три: полоса частот, шумы и переходное затухание. И у нас не было сомнений, что все три фирмой с репутацией будут удержаны на уровне самых высоких требований. Интереснее было послушать аппарат с основными типами файлов, учитывая, что даже при работе с обычными WAV это не то же самое, что слушать исходный компакт. Имеется мнение, что на сегодня жёсткий магнитный диск потенциально способен обеспечить самое высокое качество звучания, выше, чем у исходного CD, с которого бралась информация. Парадокс? Отнюдь. Основные ошибки CD, влияющие на качество воспроизводимого звука, возникают именно на этапе чтения, поскольку положение фронта импульса, снимаемого лазерной головкой, нестабильно во времени. У импульса, снимаемого с магнитного диска, фронт гораздо стабильнее, отсюда джиттер качественно ниже, можно считать, что его и вовсе нет. Так что мы развернули нечто вроде испытательного стенда, т.е. для начала вслепую предложили экспертам-слухачам найти различия между звучанием исходного CD (проигрываемого на довольно дорогом Marantz) и тем, что идёт с HDA-5460 в тот же тракт.
    Итог довольно длительных опытов: «магнитная» запись, по всеобщему заключению, обладала детальностью, несколько более высокой по сравнению с исходной (!) «оптической». В то же время появилась (непонятно откуда) лёгкая неопределённость звуковой сцены, которой в «оптике» не было. В целом надо признать, что испытание на некомпрессированном сигнале HDA-5460 выдержал с честью, и более того — название одной из песен, послуживших испытательным материалом («Could You Believe?» — первая дорожка с «NAIM Sampler») оказалось символичным.
    При испытаниях в режиме mp3 на высоком битрейте (320 Кб/с) пострадала, главным образом, звуковая сцена, она заметно упростилась, но отчасти потому, что изначально рисовалась отменно. И ушло что-то на верхах, не стало той прозрачности, с которой звучит «NAIM Sampler». На жмотском битрейте 128, означающем намерение таскать в кармане не меньше 2500 музыкальных произведений одновременно, звук, конечно, потерял сильно, но не так, как ожидали. Для синтетических (в смысле, электронных) жанров подходит вполне.
    Зато совсем неожиданными стали результаты опытов с WMA, форматом менее объезженным, чем mp3. При максимальном стандартном для WMA фиксированном битрейте 192 Кб/с различия в звучании с оригиналом часто не улавливались очень подолгу. При этом именно звуковая сцена выгодно отличалась от той, что получалась на mp3/320. Отчётливо заметной была разница в звучании на резких голосовых атаках женского вокала, в рывке и скольжении пальцев по струне, в общем — в материях, о которых прежде не принято было говорить в контексте компрессированных форматов. Такого звучания WMA до сих пор встречать не приходилось.

    МЁД & ДЁГОТЬ


    Появилось ли наконец давно обещанное головное HDD-устройство? Нет, не появилось. HDA-5460 — это дополнительный (к традиционной «голове») источник сигнала, это роднит его с чейнджером. В то же время возможности комплекта HDA-5460 + MMDriver качественно иные, это действительно возможность приносить с собой в машину музыку, а не диски или файлы. Причём приносить и помногу, и в хорошем качестве, что до сих пор считалось несовместимым.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Накопитель со съемным HDD
    КТО
    Alpine HDA-5460
    ПОЧЕМ
    $1574
    ЭТО — ПЛЮС
    Исключительная ёмкость в габаритах DIN
    Возможность автономной и «связанной» работы
    Максимум качества звучания для любого формата
    Удобная конструкция съёмного диска
    ЭТО — МИНУС
    Софт мощный, но не самый удобный
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Могильщик традиционных чейнджеров, правда, дороговатый
    РЕЙТИНГ
    Инженерный уровень 10
    Функциональные возможности 9
    Дизайн 9
    Эргономика 9
    Звук 9
    ИТОГ 46

    Источник: журнал Автозвук, 10/2004. Константин Лушенков
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Alpine HDA-5460
    Alpine HDA-5460
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa