Может быть, один взгляд назад
Мне откроет в будущее глаза.
К. Никольский
Мне откроет в будущее глаза.
К. Никольский
Направление взгляда и направление движения не должны совпадать непрерывно. Смотреть нередко нужно туда, где происходит нечто важное, а это — не всегда впереди.
Надо ли напоминать, кто, где и зачем придумал зеркало заднего вида? Чувствую, что надо. В порядке поступления вопросов: Рэй Гаррун, на первых гонках Indianapolis 500 в 1911 году (столетие, кстати, прозевали), чтобы победить. Победил, между прочим, продемонстрировав, что смотреть назад особенно полезно, когда движешься вперёд особенно быстро...
Всё время, конечно, смотреть назад нельзя, не туда заедешь, а если говорить не о пространстве, а о времени, окажешься к будущему не лицом, а менее выразительной и креативной частью тела. Но и здесь оборачиваться полезно, далеко не всё из того, что было раньше, нужно отвергать — иногда достаточно немного видоизменить, и «хорошо забытое старое» покажет, что и забывать-то никто не собирался.
Давненько в моей практике не попадались системы с такой архитектурой: трёхполосный фронт с пассивным кроссовером и сабвуфер. Узнав, что, как и на чём именно в этой машине сделано, я хотел было присвистнуть, но вовремя вспомнил, что по русской традиции в помещении нельзя — денег не будет. А ради одного этого выходить на улицу в Москве в середине декабря 2012 — увольте.
Аудиотракт в этой «Хонде» сделан по канонам 90-х и по идеологии, и отчасти физически, в смысле винтажных компонентов. Где Карев их добывает — загадка для будущих поколений, если, конечно, у них хватит ума не утерять интереса к прошлому.
Двухполоска с пассивным кроссовером — дело знакомое и распространённое. Объясняется такое решение разными способами, от высоконаучного «укорочения тракта и минимизации воздействий на сигнал» до банальной экономии. В промежутке между высоким искусством («Лавсан для звука — вилы») и низменным материализмом («А чо так дорого?») находится ещё и пласт вполне вменяемых и нестыдных аргументов, главный из которых: специализированный, созданный для определённого комплекта головок пассивный кроссовер нередко даёт результат лучше, чем активная поканальная фильтрация, потому что в сделанных с умом фильтрах бывают учтены особенности головок, неведомые (естественно) кроссоверам в усилителях или процессоре. Примеров этого не счесть в наших подробных, с вызовом «на ковёр», тестах продвинутой, а то и элитной акустики, самый свежий — новые Morel Supremo, будет минутка, загляните.
Относительно просторное, в пределах возможного, место для блока СЧ/ВЧ-излучателейпозволило ориентировать каждый наилучшимобразом | |
НЧ-звено фронтальной акустики — в дверях, здесь даже Карев ничего не может придумать | |
В салоне сабвуфер себя выдаёт только акустически прозрачной тканью в нише подлокотника. То есть — никак не выдаёт | От багажника отъедено настолько мало, насколько возможно: корпус сабвуфера в центре и «крылья» для усилителей — по его сторонам |
Что из трёх приведенных соображений двигало Виталием при работе над этой системой? Явно не экономия: динамики он выбрал совсем не бюджетного класса (у него водится либо винтаж, либо элита). Религиозно-хай-эндные верования? Это лишь в пределах здравого смысла, подкреплённого жизненной опытностью, по профессору Преображенскому. Именно последнее подсказало: можно сделать хорошую трёхполоску, как в старину, на пассивных фильтрах, если понятие «сделать» распространить и на кроссоверы.
Компоненты фронта специально представлять не требуется — традиционная для Eclectic Audio трёхполоска Brax Matrix: пищалки 1.1, среднечастотники 3.1 и мидбас 6.1 — на сей раз без букв PP. Эта модификация, а что бы ни говорили, PP означает Phase Plug — фазовыравнивающую вставку мидбаса, больше предназначена для двухполосных систем: площадь диффузора меньше, зато направленность на середине лучше. В роли НЧ-звена трёхполосной системы версия без PP, со сплошным диффузором, проявляет себя лучше: выше чувствительность, ниже граничная частота.
Для этого сочетания динамиков, в принципе, существует специализированный фирменный кроссовер, но даже ломовая дороговизна этого компонента не решает уже упомянутой проблемы настройки самого критичного звена трёхполосной акустики при работе в реальных условиях: басовик и среднечастотник находятся далеко друг от друга, а подстроить характеристики частотного раздела под конкретные условия трудно. Пассивный кроссовер решено было делать самостоятельно, по мерке динамиков и салона, на основе комплектующих из сокровищницы «Аудиомании» и закромов Родины, сокровищнице мало уступающих.
Установлены компоненты традиционным для студии образом. Мидбас в дверь, куда его ещё девать, а среднечастотник и пищалка оказались компактным блоком на месте треугольных окошек между передними стойками и опускными стёклами дверей. Кареву не впервой использовать в акустических целях этот продукт соревнования между дизайнерами и технологами при создании современных автомобилей, пользы водителю от взгляда в этом направлении он не усматривает.
То, что отсутствие индивидуальных задержек при некоторой сноровке можно компенсировать правильным расположением динамиков и, немаловажно, сознательным выбором характеристик фильтров — факт давно известный и неоспоримый. Вот только благодаря процессорам сноровку эту иные растеряли, а иные и приобрести не успели. А после того как EMMA «похоронила» класс беспроцессорных систем, такая архитектура и вовсе перешла в поле зрения зеркала заднего вида...
Вы уже поняли, что система изначально ориентировалась на аудиофильское звучание. Усилители подбирались по тому же принципу — никаких компромиссов, а год рождения — дело десятое. Для фронта выбрали раритетный двухканальный Celestra FA2150x. «Челестра» (произносится так, меня в редакции насчёт итальянской фонетики быстро образовали, чтобы «Ламборгини» и «Чинцано» — на зубок) — вообще вне времени, усилители делаются по своим правилам, без оглядки на тренды и моды. В данном (и не только) случае — с раздельным по каналам блоком питания и очень «продёрнутым» в сторону класса А режимом работы.
Сабвуферный моноблок JL Audio Slash 500/1v2 отличается завидной мощностью — 500 Вт на 4 Ом, даром что импульсный — тоже из зеркала заднего вида, на нём фирма отрабатывала новую схемотехнику стабилизации источника питания и режима работы выходных ключей, сейчас на конвейере уже третье поколение Slash. Возможности настройки расширяет басовый эквалайзер, центральная частота которого перестраивается в диапазоне от 20 до 80 Гц.
Остался сабвуфер. Квадратная головка Kicker S12L74 (лауреат европейской премии ECAP 1999 года) установлена в багажнике в закрытом корпусе объёмом 25 л, само собой, никаких фазоинверторов. Объём для головки такого калибра нетипично мал, особенно если учесть: квадратные 12 дюймов равносильны почти 15 обычным, круглым. Добротность готового сабвуфера в таком объёме получилась около единицы, бас приобрёл внушительность и солидность. Сабвуфер поселили за «просветлённым» подлокотником в спинке заднего сиденья, а усилители разместили под фальшполом багажного отсека на подъёмной раме.
Ничего не пропустили? Ах да, источник сигнала. Это — мультимедийная станция Alpine IVA-W502R, тоже не самая новая модель, зато проверенная в деле, и не раз. С уже начинающей забываться буквой «A» в индексе. Как быстро проносится мир в зеркале заднего вида...
RTA
Бас в системе конкретный, повышенная добротность сабвуфера видна глазом, вооружённым RTA-анализатором. Однако заметим: ниже максимума отдачи звуковое давление падает, но и 30, и 25 Гц воспроизводятся с более чем достойным уровнем. В области средних частот я мог бы локализовать частоту раздела НЧ/ВЧ, там видно, что АЧХ несколько гуляет, но мне хорошо говорить, я знаю, что она там где-то есть. А вот найти следы второй частоты раздела мне никакие знания помочь не могут. И самые верхние частоты, обратите снимание: «20 кГц? Нет, не видели...»
SQ
При прослушивании звучание приятно удивило. Хотя к чему фарисействовать: знал ведь, куда еду... Тональный баланс — выше похвал, очень хотел придраться, для поддержания репутации — и не смог. Звучание необычайно естественное и детальное на всех уровнях громкости — я попробовал и на 90 дБ (по прибору), и на 105 — так мне показалось даже лучше, причём и на большой громкости звук не становится утомительным, слушать можно долго и с удовольствием. А это ещё одно свидетельство (косвенное, но надёжное) высокой линейности тракта. Отсутствие лишних преобразований сигнала пошло на пользу — микродинамика отменная. Бас чёткий и глубокий, передний без всякой временной коррекции — сказывается выбор частот раздела и распределение уровней сигнала.
Единственное, к чему удалось придраться — сцена. Она высокая, равномерная, глубокая, но всё же закономерно сжата со стороны слушателя. Меньше, чем я интуитивно ожидал, но сжата. Проведя в салоне ещё некоторое время в компании самых разных фонограмм, обнаружил: положение некоторых инструментов в СЧ/ВЧ-регистре не вполне стабильное. Очевидно, сказываются фазовые соотношения сигналов вблизи частот раздела полос — тут уж ничего не попишешь. А репутация теперь — вне опасности...
SUM
Тип системы: мультимедиа
Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Alpine IVA-W502R
Усилители: Celestra FA2150x, JL Audio 500/1v2
Акустика: Brax Matrix 1.1, 3.1, 6.1
Сабвуфер: Kicker S12L74
Студия: Eclectic Audio
Руководитель проекта: Виталий Карев
Источник: журнал Автозвук, 02/2013. Рубрику ведёт Железный ШИХМАН
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro