Это был краткий экскурс в историю, теперь вернёмся в наше непростое время. Летом 2012 года г-н Мордехай решил приобрести новый автомобиль, уж очень ему понравился стильный до невозможности Peugeot RCZ.
Эту машину предстояло привести в равновесие с музыкальными вкусами её хозяина
Эстетические разногласия с производителями автомобиля у нового владельца возникли уже в первый день: акустика, мягко говоря, оставляла желать лучшего. По словам владельца, даже новости в новом авто невозможно было слушать без отвращения. Даже хорошие новости (у нас и такие бывают, вы не думайте). К сожалению, на бумаге невозможно передать выражение лица Меира, высказывающего свои мысли об инженерном гении того, кто сотворил это аудиочудо. Встал вопрос о замене акустики. В принципе, вопросов было два: где и кто. Что ставить — было понятно и так. Материал у этого заказчика уж точно свой.
Исходное состояние двери. Расположение мидбаса удачное, всё остальное надо делать заново | Первый шаг — убрать из двери лишнее |
Фрагмент обивки двери вырезан «по естественным границам» | |
По обводам опустевшего фрагмента обивки делается рамка | Верхнее кольцо «вывешивается» на распорках |
Шпатлёвка — гладкость поверхности... | |
Редчайший случай в моей практике: решётки совершенно не влияют на звучание |
Здесь, помимо прочего (в том числе и завода фирмы Morel), есть небольшой автосервис, где желающие могут заправить и помыть машину, купить различные аксессуары и тут же установить их — установкой аксессуаров я и занимаюсь в рабочее время, пять дней в неделю, с восьми до пяти. А после пяти начинается моя «вторая жизнь» — занимаюсь автозвуком. В один прекрасный день хозяин RCZ заехал к нам помыть новую машину. Cлово за слово, завязался разговор о музыке. Я показал фотографии своих предыдущих проектов и, очевидно, сумел произвести впечатление. В итоге заняться автомобилем было доверено именно мне.
Требования к установке были самые простые, но не в смысле примитивные, а в смысле по канонам хай-энда: звучание в автомобиле должно быть максимально приближено к живому, а структура — минимальной: двухполосный фронт и сабвуфер.
После тщательного изучения возможностей штатной системы и степени её интеграции в автомобиль полностью от неё было решено не отказываться, а новый аудиотракт строить отдельно, поставив во главе его аппарат, давно переставший быть классикой (из-за превращения в легенду и раритет одновременно). Clarion DRX 9255. Именно DRX (ударение на «Х»), тот самый, из «золотого века».
Акустикой, которой предстояло работать в новом автомобиле, стала новинка производителя — двухполосный компонент Morel Supremo 602 (второе поколение Supremo, довольно сильно отличающееся от первого, мне уже знакомого). А вот сабвуфер... Представьте себе картину: г-н Мордехай (к этому времени, разумеется, уже просто Меир) приносит странный динамик размером около 8 дюймов, плоский (глубина 7 — 8 см) и невесомый, и говорит, что это и есть сабвуфер, которому предстоит играть в машине. На невольный вопрос: «А это кто такой?» Меир рассказал, что это последняя разработка фирмы в области автомобильных низкочастотных динамиков, при создании которой основным требованием был минимальный объём при установке. В результате была разработана головка, способная излучать в ЗЯ объёмом от 7 л, что, разумеется, невероятно облегчает её инсталляцию в автомобиль без потерь необходимого пространства. Судя по испытаниям, которые проводили конструкторы Morel, их новое детище, кроме исключительных музыкальных достоинств, способно, подобно концертной акустике, выдерживать высочайшие уровни громкости с минимальными искажениями и характеризуется очень высокой скоростью реакции. На сегодняшний день существует всего четыре экземпляра такого динамика, один из них стал частью «материала заказчика» для этого проекта. Сабвуфер будет довольно дорогим, и производить серийно его начнут в ближайшем будущем.
Усилителей в системе два: за фронтальную акустику отвечает Genesis Class A Limited Edition, а за сабвуфер Genesis Dual Mono Extreme. Из разговоров с Меиром мне стало известно: из всех автомобильных усилителей прошлого и настоящего он ценит Genesis не просто выше, а на голову выше всего остального.
«Штакетник», которому предстоит стать основойцилиндрической стенки корпуса | |
Стенка стала капитальной. Банка поставлена для масштаба. Хотя и по колесу понятно: корпус очень небольшой | Верхняя панель с отверстием для головки.Обратите внимание: динамик расположен непо центру, чтобы свести к минимуму резонансы |
Корпус сабвуфера готов, с лямками для вытаскивания и кабелем Van Den Hul, вынесенным... ах да, про это уже говорили | Панели усилителей по бортам багажника |
Распорки нужны на время выклейки верхних стеклопластиковых стенок | |
Теперь добавлены днища отсеков усилителей и окна для кроссоверов | |
Всё, кроме отделки, готово |
Пришло время заняться инсталляцией всего этого богатства. Несмотря на кажущуюся простоту системы, объём работ был немалым. Шумоизоляция по требованиям хозяина автомобиля не включала в себя крышу и пол, но и двери с багажником оказались непростыми.
Расположение мидбаса в дверях решили не менять — производитель поместил акустику не в нижней части двери, а в середине, что, бесспорно, положительно сказывается на сочетании мидбаса с твитером. Из дверей были выпилены лишние части, все технические отверстия заделаны, всё обработано шумо- и виброизоляционными материалами, крепёжные кольца готовы, углы вымерены и выставлены. Последнее наружное кольцо является частью наружной обивки двери, его решили не обшивать кожей, а покрасить в чёрный глянцевый цвет — в машине много деталей с такой отделкой, а стиль «рояльного лака» заказчику, судя по уже упомянутой домашней акустике, очень близок.
Я просто обязан отметить, что новые решётки Lotus Grills просто безупречны и с эстетической, и с акустической точки зрения, лично убедился, что они оказывают практически нулевое влияние на звук.
Пищалки по предложению Меира планировалось установить в треугольниках зеркал, но после прослушивания было решено инсталлировать их в стойки ветрового стекла с целью создания более правильной сцены.
Кольца окон кроссоверов, тот же рояльный лак | Панель в сборе (вторая — точно такая же) |
Завершающий штрих: заглушка, закрывающая клеммы кроссовера | Все компоненты на своих местах, осталось поставить фальшпол |
Решётка сабвуфера выступает над фальшполомна считанные миллиметры |
Усилители и кроссоверы устанавливались симметрично по бокам багажника, тоже практически не отнимая у него объёма. Фальшпанели были обшиты тканью по выбору хозяина автомобиля, а гнёзда для кроссоверов получили декоративные кольца с отделкой в «рояльном» стиле.
Не буду утомлять читателя рассказом о настройках, подстройках и перенастройках, важно то, что в итоге результат был достигнут. По словам г-на Мордехая, он сам не ожидал, что можно было достичь такого качества звучания, добавив интересную вещь. Он сказал, что, поставив три года тому назад у себя дома колонки Fat Lady, практически перестал посещать живые концерты, как-то не тянет. Теперь будет тянуть ещё меньше, вот только жаль, что от дома до работы совсем недалеко...
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Clarion DRX 9255
Усилители: Genesis Class A Limited Edition, Dual Mono Extreme
Акустика: Morel Supremo 602
Сабвуфер: Morel X
Студия Pure Car Audio, Нес Циона
Руководители проекта: Павел Дымшиц, Меир Мордехай
Источник: журнал Автозвук, 01/2013. Павел ДЫМШИЦ, Нес Циона, Израиль
Принципиальные отличия. Тест процессорного 6-канального усилителя Hellion HAM-6.80DSP второй ревизии с преобразователем высокоуровневого сигнала Hellion HLD-36