Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. ВАЗ-2110. Пауза

    Каждый раз, когда приходит время расстаться с привычным и удобным, но уже порядком изношенным и поднадоевшим собственным автомобилем, рождаются обманчивые надежды, что уж в новой-то машине все давние автозвуковые задумки будут воплощены в жизнь самым бескомпромиссным образом. Заблуждение пусть и не роковое, но трагическое и распространённое. Именно когда машина новая (или хотя бы «без пробега по РФ»), труднее всего заставить себя отпустить руль и схватиться за поручень вагона метро. На время паузы, необходимой для установки музыки...
    Говорят, что любой автомобилист по-настоящему счастлив лишь в те короткие мгновения, когда у него нет никакой машины вовсе. Старый (или просто прежний, это уже — по достатку) автомобиль уже не достаёт привычными хлопотами, новый ещё не принёс своих, специфических.
    Когда в 2000 году для будущего владельца ВАЗ-2110 наступили дни пеших прогулок и экскурсий по лучшему метрополитену мира, никаких сомнений относительно схемы аудиоустановки, перечня компонентов и способов монтажа, включая фронтальный саб, уже не было и в помине. Согласитесь, негоже было откладывать задуманное на потом и лишать себя удовольствий от долгожданной музыкальной начинки автомобиля.
    Первая из систем, начавшая отсчёт своего ресурса вместе с цифрами на одометре «десятки», была построена по простой схеме двухполосного фронта на комплекте Polk Audio db3055 с раздельным усилением в полосах. Пищалки получали сигнал встроенных усилителей головного устройства Pioneer DEH-P945R, а отдельный четырёхканальник Signat работал на мидбасы и сабвуфер. Скорость, с которой все компоненты оказались на своих местах в салоне — всего 4 (четыре!) дня, могла бы показаться поразительной, если бы не правильное планирование процедуры замены автомобиля и, как следствие, с пользой проведённое время вынужденных пеших прогулок.
    Тринадцать сабвуферных литров почти без проблем поместились за центральной консолью
    Цифровые фильтры CD-ресивера с лёгкостью развели музыкальный сигнал по трём частотным полосам
    Поворотные корпуса пищалок дают простор для последующих экспериментов с положением динамиков
    Блок управления двигателем переехал из-под торпедо в ноги переднего пассажира
    Боевые шрамы сабвуферного излучателя нисколько не повредили его музыкальным способностям
    За счёт дополнительного фанерного клина компактный мидбас повёрнут на водителя
    Максимально скрытная установка компонентов системы практически не нарушила заводской салон
    У того, кто, однажды обратившись к мобильному звуку, в нём и остался, довольно быстро возникает желание дать отдых мостовым интегральным микросхемам в «голове» и полностью перейти на усиление сигнала дискретными компонентами специализированных устройств. Второй вариант установки был уже полностью оснащён «забортными» усилителями. Первый из них, четырёхканальный ADCOM GFA-4304, работал (и работает) на нужды фронтальной акустики, а второй, тоже ADCOM, но двухканальный GFA-4402, реализует обоими своими каналами в мостовом включении суббасовый потенциал динамической головки Signat ESW-10. Этот достойный акустический компонент пережил самые невероятные события в своей жизни, вплоть до превращения прямого конуса диффузора в обратный, о чём подробно можно прочитать в специально отведенном месте.
    Усилителям, особенно фронтальному, тоже досталось на орехи, когда во время коммутации дверной акустики «на горячую» изящно соприкоснувшиеся акустические провода вывели из строя выходные транзисторы, не замедлившие потянуть за собой в полупроводниковый рай все ключи импульсного блока питания. Ремонт пошёл только на пользу усилителю, поскольку удалось подобрать более высокочастотные элементы для блока питания и, таким образом, заметно снизить общее тепловыделение.
    ADCOM, кстати, марка в car audio редкая. Эти усилители построены по всем канонам домашнего хай-энда, даже тем, которые в мобильной среде могут вызвать проблемы. Так, печальный инцидент с коротким замыканием прошёл бы без последствий у обычного, даже и бюджетного, усилителя, сработала бы защита. У «Адкомов» защиты — минимум, чтобы ничто не лезло в сигнальные цепи, встроенных кроссоверов нет и не было, даже входные разъёмы — не RCA, а профессиональные XLR.
    Третий вариант автозвукового расклада, который в лучших традициях былинной интерпретации перекрёстка последним отмечен на замшелом камне-указателе направлений, был вызван к жизни волнующим многие умы постулатом о фундаментальном влиянии межблочных и акустических кабелей на общий характер звучания системы. По наблюдениям хозяина машины, замена всех кабелей, ответственных за передачу музыкального сигнала, изделиями Sound Tech столь радикальным образом повлияла на качество воспроизведения музыки, что едва не затмила собой результат, полученный путём замены усилителей.
    Результаты самой первой, 4-дневной, автозвуковой атаки на дерево, металл и пластик, позволившей запустить в эксплуатацию систему и подать в салон «десятки» музыкальный сигнал, позднее подвергались неоднократной ревизии, связанной с вносимыми в схему изменениями или освоением разных технологий обработки и отделки деталей установки. К примеру, было решено нарушить традиционно лелеемую симметрию расположения излучателей в очевидно несимметричном салоне машины. Для этого левый пятидюймовый мидбас Polk Audio, установленный за заводской решёткой в нижнем углу двери, был развёрнут на водителя, что помогло компенсировать перекос звуковой панорамы. Доворот обеспечило дополнительное фанерное кольцо толщиной 20 мм, сточенное под клин практически до нуля с одной стороны и установленное под корзину излучателя. А накладки передних стоек были первыми, кто испытал на себе разные варианты окраски пластика под шагрень.
    Положение пищалок на стойках, как и в большинстве машин аналогичного класса, по высоте ограничено двумя факторами. С одной стороны, динамики должны стоять не ниже козырька приборной панели, которая в противном случае будет отбрасывать нежелательную акустическую тень. С другой стороны, экстремальный монтаж под потолок тоже не рекомендуется, поскольку из-за наклона лобового стекла источники ВЧ-излучения оказываются недопустимо близко к слушателям. После финальных экспериментов на слух динамики были закреплены чуть выше уровня козырька и направлены вдоль стекла типичным для «десяток» образом.
    В соответствии с общей фронтальной концепцией системы оба усилителя и сопутствующие им конденсаторы (ёмкостью по 50000 мкФ) смонтированы под сиденьями первого ряда и перемещаются вместе с ними. Такой способ крепления оказался проще, чем напольный, из-за особенностей конструкции «десятых» сидений. Чтобы избежать «болтанки» подключенных к клеммам кабелей, последние собраны в пучки и жёстко закреплены на фанерном основании усилителей.
    Применение дверных динамиков среднего размера без ущерба басовой части музыкального спектра оказалось возможным благодаря переднему сабвуферу. Проблема локализации в этом случае отпадает самым ожидаемым и радикальным образом, а раз так, частоту раздела можно безболезненно поднять до 100 Гц (крутизна ФНЧ 36 дБ/окт., ФВЧ 24 дБ/окт.), разгрузить тем самым легковесные мидбасы от неприятных для них частот и получить все преимущества, вытекающие из уменьшенного калибра головок, и установочные, и акустические. Сверху НЧ-диапазон фронта ограничен на частоте 4000 Гц (24 дБ/окт.), которая соответствует нижней границе диапазона работы твитеров, сформированной также фильтром 4-го порядка.
    Вольница с характеристиками кроссоверов обусловлена, разумеется, тем, что используются цифровые фильтры головного устройства. А, собственно, других-то в системе и нет, звуковой тракт усилителей короток и чист, как Нагорная проповедь.
    Теперь сабвуфер. Главное в нём, разумеется, то, что он фронтальный. А коли так, то несложно сообразить, что будет второй особенностью. Он очень компактный, там, где он установлен, не разгуляешься. Закрытый объём 13 л следовало бы признать компактным и для «восьмёрки», а здесь в него установлена 10-дюймовая головка.
    Вот поэтому и задержался так надолго в этой системе Signat ESW 10, головка довольно древняя, но по характеристикам редкая на грани уникальности. У ESW 10 резонансная частота
    20 Гц, а добротность — 0,26 (кому надо, эти цифры многое поведают), и объём чуть больше 10 л — это как раз рекомендованный изготовителем.
    Субминиатюрный корпус сабвуфера выполнен из ламинированной ДСП толщиной 16 мм. Согласно проекту, родившемуся после пеших тематических размышлений, установка готового ящика подразумевала перенос блока управления двигателя из-под центральной консоли в ноги переднего пассажира. Сам акустический ящик фактически зажат со всех четырёх сторон моторным щитом, центральным тоннелем, «бородой» и торпедо. В случае, если бы спроектированный корпус не поместился, в резерве оставались нижние воздуховоды, которые можно было перенести или в крайнем случае убрать совсем. Более сложная, стеклопластиковая технология давала, как прикинули, почти 17 л объёма, но здесь столько и не требовалось, поэтому можно было пойти простым путём.
    Согласившись «поставить на паузу» свой автомобиль, не стоит долго сокрушаться по поводу временных неудобств бесколёсного образа жизни. Наоборот, плотно освоив роль пассажира и освежив навыки перемещения на своих двоих, есть хороший шанс провести время весьма приятно и увлекательно, когда заслушанный до дыр компакт-диск любимого исполнителя вдруг прозвучит совершенно свежо и не избито, а сверчок-призвук, досаждавший своей назойливостью, будет наконец-то изведён на корню. Только следует правильно употребить отведённую пешеходную паузу, а ещё лучше — заранее к ней подготовиться. Чтоб не сожалеть о «бесцельно пройденном» времени.

    Ну ладно, давайте раскроем инкогнито хозяина: это Феликс Скакун, он и хозяин «десятки», и главный в «Автотайме». Свой первый спортивный сезон Феликс открыл в 2000 году, когда пауза в соревнованиях по SQ позволила полностью погрузиться в SPL. Установив тогда ещё новенький Signat ESW-10 в закрытый ящик компактного объёма, Феликс получил неплохой для того времени результат в 125 дБ.
    На борьбу за более высокие значения Феликс решил выйти со спортивным бандпассом, оборудованным передней камерой в 30 и задней — в 60 л. Расположив готовый ящик прямо на заднем диване и направив порт в сторону лобового стекла, во время квалификации ему удалось лишь ненамного превысить свой предыдущий рекорд. Но практика автозвука показала, что не только ориентация пищалок способна радикально изменить звуковую картину. Повернув ящик портом в потолок, Феликс получил прибавку почти в 6 дБ и занял 3-е место с результатом 133,4 дБ.
    Опыты с бандпассом обнаружили довольно сильную зависимость максимального звукового давления и малейших изменений объёма задней камеры. Чтобы «поймать» нужный объём, Феликс решил поместить в камеру надувной резиновый мешок, изготовленный по его просьбе знакомыми шиномонтажниками. Подкачивая в мешок воздух, можно довольно точно настроить сабвуфер на максимальную отдачу на частоте резонанса. Однако, увлекшись «накачкой» накануне соревнований, экспериментатор превысил предел деформации мешка, и громкий хлопок возвестил об окончании серии опытов. Лопнувший мешок оторвал центрирующую шайбу и превратил традиционно прямой конус бумажного диффузора Signat в обратный. Времени для изготовления нового мешка не оставалось, поэтому, поспешно вернув диффузору обычный вид и приклеив на место шайбу, Феликс отправился к месту сбора участников. И, как мы уже убедились, сумел занять призовое место.
    Попробовав свои силы на арене экстремальных звуковых давлений, Феликс сосредоточился на качестве звучания своей системы и в 2001 году занял 1-е место в соревнованиях по FSQ, своё достижение ему удалось повторить и в следующем, 2002 году.

    СВОИМИ УШАМИ

    Раньше хозяин машины серьёзно увлекался джаз-роком, но, оснастив «десятку» серьёзным звуком, распробовал и другие направления джаза, этого необъятного, как жизнь, музыкального направления. Среди дисков всевозможных исполнителей в коллекции попали записи с классическим, эйсид- и даже этно-джазом. Особенно интересными оказались записи живых концертов в клубах, кафе, ресторанах, которые сопровождаются ненавязчивыми разговорами посетителей, звоном посуды и аплодисментами.
    По такому случаю я решил смахнуть накопившуюся было пыль с «NAIM Sampler» («АЗ» №5/2003), дополнив свои субъективные впечатления выборочными дорожками из «Аудиодоктора FSQ» («АЗ» №3/2005). Сабина и Антонио (1-й трек) исполнили свои партии уверенно и бодро, хотя мелкие придирки к женскому вокалу всё же были. Рояль Патрика Ноланда (3-й трек) показался гулким и как будто увеличенным в размерах. Норвежский камерный оркестр (5-й трек) не поскупился на музыкальные детали, их было много, но, на мой вкус, им не хватало звонкости, что ли. Самый нижний бас я вначале нашёл скуповатым, но вскоре (очень вскоре) пришло осознание того, что весь нижний регистр просто очень выверен, каждая нота находится на своём месте и не пытается влезть на чужое. Контрабас Дэвида Вильямса (7-й трек), который аккомпанирует Сабине, был передан чрезвычайно реалистично, но вот обильная деталировка 9-го трека по-прежнему страдала некоторой приглаженностью. Мощная композиция Алана Мэрфи (10-й трек) хоть и не была подавляюще энергичной, но именно сдержанность и аккуратность баса позволила по достоинству оценить работу акустики в мидбасовом диапазоне.
    Последовавшая затем 1-я дорожка «Доктора» продемонстрировала отменные способности системы по передаче атаки и рельефа ударной установки. Аплодисменты 8-го трека показались мне не совсем свободными от дождевого акцента, неплохо бы освежить воспоминания, благо сезон жидкой воды с неба уже наступил. 10-я дорожка подтвердила наблюдения в части богатой, но мягкой деталировки музыкального материала. Сольное выступление ударника (11-й трек) откровенно порадовало, нечасто встречается такой «вкусный» и эмоциональный звук.

    Трудно поверить, что такая басовая характеристика получена от 10-дюймовой головки в 13-литровом корпусе. АЧХ исключительно академична (и на слух, кстати, тоже, а это не всегда так уж гарантированно совпадает), полностью отсутствует вечное проклятие автомобильных сабвуферов: выпяченные 50 Гц, это встречается в 8 машинах из 10 по крайней мере, и уж, конечно, никакой проваленной середины, музыкальные пристрастия Феликса подобной спектральной бестактности не потерпели бы. Некоторой спецификой тональной окраски система во многом, надо предположить, обязана своеобразной АЧХ на верхних частотах, с подчёркиванием полосы 7 — 8 кГц.

    Тип системы: аудио
    Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
    Источник: Pioneer DEH-P945R
    Усилители: ADCOM GFA-4304, GFA-4402
    Акустика: Polk Audio db3055
    Сабвуфер: Signat ESW-10

    Студия: «Автотайм»

    Источник: журнал Автозвук, 05/2005. Рубрику ведет Сергей Гаврилюк
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa