Американские инженеры из MB Quart (designed in USA, как сказано) не стали разрабатывать трёхполосную систему «с нуля». Набор QSD 164 состоит из пары шестидюймовых басов с общим кроссовером и предназначается для того, чтобы превратить двухполосную систему QSD 210 в трёхполосную. Логично и разумно.Сразу возникает вопрос: а нельзя ли использовать «комплект расширения» QSD 164 с другой двухполосной системой? Цитируя известное высказывание, отвечу, что разрешено всё, что не запрещено, но только в кроссоверах из набора QSD 210 предусмотрен отключаемый
ФВЧ мидбаса, на тот случай, когда он становится среднечастотником. Конструктивно басовые и среднечастотные головки во многом схожи. У тех и других корпуса из ажурного алюминиевого литья, скрывающие от любопытных взглядов магнитную систему динамиков. (Раньше корпуса тоже были литыми, но преимущественно из пластика.) Полипропиленовые диффузоры покрыты сверху крупнодисперсным порошком, призванным улучшить демпфирующие свойства материала. Как это издавна повелось, «Кварты» комплектуются многочисленными монтажными приспособлениями для различных установочных ситуаций. Среди них, в частности, кольцевые проставки, которые позволяют уменьшить посадочную глубину головок. Как обычно, на фотографиях мы указываем «чистую» монтажную глубину, а с использованием проставок размеры становятся на 12 мм меньше, то есть 57 и 38 мм для баса и среднечастотника соответственно. Размеры вогнутых центральных колпачков 50 и 39 мм. К басовому динамику рамка решётки крепится винтами. Магнит находится внутри двухдюймовой звуковой катушки. Гибкие провода подведены к звуковой катушке по второму методу, то есть с наружной стороны конуса. Басовый кроссовер, как было сказано, один на два канала, в каждой его половине катушка на ферритовом каркасе и электролитический конденсатор (фильтр 2-го порядка), но качество исполнения впечатляет. Рамка решётки среднечастотника тоже крепится к корпусу винтами, а для установки динамиков в готовые посадочные отверстия служат монтажные кольца с крепёжными проушинами. Магнит, судя по некоторым признакам, расположен внутри звуковой катушки диаметром дюйм с четвертью. Перед титановой мембраной (25 мм) пищалки установлено фазовыравнивающее тело с широкой апертурой. Корпуса пищалок тоже металлические (а не пластиковые, как прежде) и приспособлены для монтажа «в тело». В кроссоверах по три катушки, намотанных на ферритовых каркасах, и три конденсатора, из коих один с полипропиленовым диэлектриком, а оставшиеся два — электролиты. Защитой пищалок от перегрузки занимается лампа накаливания. Удаление пары правых перемычек позволяет подключить
СЧ и твитер по способу би-ампинга. Переставив левую перемычку, можно ввести аттенюацию пищалок — от 0 до -6 дБ с шагом 1,5 дБ (всего пять позиций). Внутренняя перемычка дает возможность отключить фильтр
ВЧ среднечастотника (250 Гц).
Мужской вокал MB Quart передаёт без излишней красивости, но честно. Женский немного меланхоличен, но ещё не скучен. Рояль серьезен и энергичен, призвуки деки присутствуют в точно дозированном количестве. Рельеф баса близок к идеалу, атака чуть сглажена, но понять это можно лишь на хорошо знакомых записях. Флейты трактуются не идеально, но звучат приятно. Саксофону недостает игривости, перестука клапанов почти не слышно. Бубен слегка смягчён, верхам не хватает прозрачности. Впечатляет партия ударных: бочка щёлкает, барабаны динамичны и хорошо слышны послезвучия пластика. У скрипок маловато основательности. Этой акустике без труда удаётся передать атмосферу большого оркестра, хотя в самых насыщенных пассажах появляются небольшие динамические неточности.
Допустимая мощность, Вт RMS* 130-270
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 60 — 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 86
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,24
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 3,27
Параметры Тиля — Смолла компонентов
| Fs, Гц | Vas, л | Qts |
НЧ | 56,1 | 12,9 | 0,672 |
СЧ | 102 | 2,17 | 0,584 |
ВЧ | 1850 | - | - |
Цифры в графе «Допустимая мощность» получены из сложения соответствующих показателей (90 — 170 Вт и 40 — 100 Вт) из наставления к QSD 164 и QSD 210. Достигнутое значение силового фактора в басовой головке составляет 5,1 Тл м, это, как мы знаем, достойный показатель для «шестёрки». Но масса подвижной системы (19,3 г) оказалась довольно высокой, так что по значению опорной чувствительности басовик отстаёт от среднечастотника на 1,5 дБ. Впрочем, «осадить» СЧ-динамик (тем более на 1,5 дБ) — не вопрос, но лишь ценой общей чувствительности, которая вышла в итоге слегка ниже средней. Нелинейные искажения, как на басах, так и в широкой полосе, примерно средние по тесту. По опыту прежних тестов немецкие «Кварты» чаще всего не могли похвастать выдающимися басовыми возможностями. Нынешний «американец» — самый басовитый среди шестидюймовых (и не только среди них, если быть точным). По количеству катушек и конденсаторов можно было предположить, что все фильтры кроссовера 2-го порядка. Но по форме «частных»
АЧХ по каждой полосе делаем вывод, что фильтр
ВЧ среднечастотника 1-го порядка, зато
ФНЧ — 3-го. Такое решение позволило получить одинаковую крутизну спада у ФНЧ и фильтра
ВЧ твитера. Частота среза фильтров примерно 2 и 4 кГц. Зато частоты среза пары «низкочастотных» фильтров (то есть ФНЧ баса и
ФВЧ середины) почти совпали как между собой (240 и 270 Гц), так и с заявкой (250 Гц). Импедансная характеристика — без претензий, минимум 3,6 Ом для 4-омной акустики — это вполне нормально. На графике суммарной АЧХ хорошо заметен провал на частоте 3 кГц, вызванный «разносом» частот фильтров, его вряд ли удастся полностью устранить при инсталляции. Зато дисперсия излучения твитера почти уникальна и недостижима для двухполосников. Хочется ещё обратить внимание на форму АЧХ твитера: характерный «металлический» пик приходится на частоту выше 20 кГц, где он уже никому не мешает. Графики АЧХ соответствуют трём из пяти возможных положений аттенюатора.
При своей относительно низкой добротности басовый динамик будет работать не только в дверях, но и в куда более компактном оформлении. В частности, если вы планируете использовать сабвуфер (а басовый потенциал «Квартов» предоставляет вам право выбора), можно взять
ЗЯ объёмом всего 5 л, результирующая добротность станет равной 1,13 при нижней граничной частоте 80 Гц. Добротность среднечастотника даже предписывает ему работу в компактном оформлении, объёмом 2 л и ниже. Но особенно жадничать я бы не стал, чтобы частота резонанса не превысила 200 Гц, иначе
ФВЧ станет малоэффективным и неискажённая мощность снизится. Крайнее значение чистого объёма (Fc = 200 Гц) 0,8 л, тоже, мягко говоря, не много.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО КТО
MB Quart QSD 210/QSD 164
ПОЧЕМ
$700
ЭТО — ПЛЮС
Хорошие басовые возможности
Широкая дисперсия излучения
Верхние частоты «без берегов»
ЭТО — МИНУС
Неидеальное согласование частот фильтров
ОДНИМ СЛОВОМ...
Акустика выдающегося качества, хотя и во многом нетрадиционная
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 8
Чувствительность 7
Басовый потенциал 9
Звук 9
Итог 42
Источник:
журнал Автозвук, 02/2004. Юрий Евтушенко
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro