Двухколесный транспорт с одной колеёй - довольно старинное изобретение, появившееся ещё в начале позапрошлого века. Первоначальная конструкция напрочь исключала какие-либо упругие элементы подвески, слово «шины» имело совершенно другое значение, ближе к сегодняшнему электротехническому, только что не медные, а железные. Поэтому, приняв во внимание качество тогдашних дорог, костотряс совершенно заслуженно получил своё высокое имя.
Повсеместное внедрение каучуков и появление дорожно-строительной техники, казалось бы, записало проблему «бон шейкинга» в разряд технических курьёзов. Ан нет, появившиеся вместе с автомобилями мотоциклы создали такое разнообразие видов, что никакому Чарльзу Дарвину со товарищи даже в страшном эволюционном бреду привидеться не могло.
Отдельное место среди мотоциклов занимает отряд, оборудованный 2-цилиндровыми V-образными двигателями, которые славятся среди любителей особенной работой на холостом ходу. Очевидный (вернее - ощущаемый костями и прочим телом) дисбаланс такой конструкции вроде бы довольно безобиден, но на поверку оказалось, что установка автозвуковой системы на такой мотоцикл сопряжена с некоторыми трудностями.
Компактные чашки-корпуса снабжены кронштейнами и решётками, выполненными по индивидуальному заказу | |
Под усилителем в боковом кофре смонтированы задник головного устройства и буферный конденсатор | |
Фронтальная акустика Focal 100 CV1, как и динамики более крупного размера, на порядок более устойчива к вибрациям, чем нежный CD-транспорт. Основным ограничением для французских компонентов стали габариты, которые не должны были превысить возможности небольших хромированных чашек, взятых от дополнительных фар наружного освещения Hella. От механических повреждений диффузоры фронтальных коаксиалов закрыты самодельными металлическими решётками. Первоначально проводка к динамикам была уложена в металлический рукав, но вездесущий синдром родовой болезни костотрясов сумел и здесь сказать своё слово. Рукава стали протирать и царапать ветровое стекло, поэтому после перебора нескольких вариантов укладки были отложены про запас. Вместо них в качестве основной защиты для наружной проводки стал повсеместно применяться пластиковый гофрированный шланг.
Потребности единственного слушателя звуковой системы в низкочастотной области спектра удовлетворяет корпусной сабвуфер-фазоинвертор Bazooka SM8A с 20-сантиметровой динамической головкой. Для увеличения сопротивляемости внешним условиям был взят вариант в морском исполнении, что попутно позволило не без дизайнерской интриги закрыть белый диффузор басовика чёрной сеткой. Прочие части корпуса, разумеется, были покрашены в радикально-чёрный цвет под стать самому мотоциклу и отделаны непременными хромированными деталями, без которых мотоцикл лишается души и характера.
Для раскачки саба используется внешний двухканальный усилитель Poweramper Q250, включённый мостом. Тяжёлая наследственность бон шейкеров не преминула о себе напомнить и здесь, выведя из строя уже буквально через несколько месяцев эксплуатации усилитель, встроенный в «Базуку». Тщательная пропайка всех деталей на печатной плате продлила жизнь активному компоненту всего на один месяц, после чего страдалец был отправлен на санаторно-курортное долечивание, а для максимально возможной развязки от вибраций рамы вся электроника усилителя и второй части «головы» вместе с электрикой буферного конденсатора предусмотрительно уложены в правый боковой кофр.
Некоторым странам повезло с климатом больше, чем нам, и, кроме зимы двух цветов (белого и зелёного, цвет осени трудно понять из-за дождя), там ещё бывает и настоящее лето. Что естественным образом привело к появлению мотоциклов и других малоколёсных средств передвижения в таких количествах, что с непривычки даже оторопь берёт.
Видимо, такая же оторопь взяла и московское градоначальство, когда, невзирая на капризы погоды, жители столицы рьяно принялись за освоение двухколёсных средств передвижения. Для наведения порядка среди нахлынувших на улицы столицы велосипедов генерал-губернатор Москвы в 1890 году издал особый приказ, предписывающий езду только в загородных и отдалённых от центра местах и в строго определённые утренние часы. Особо были отмечены правила поведения при встрече с гужевым транспортом, согласно которым «в случае беспокойства лошади от появления человека, едущего на велосипеде, последний обязан остановиться, сойти с велосипеда и по возможности спрятать его от испуганной лошади». Надо уточнить, вдруг этот законодательный акт в вихре революционных событий последующего века никто не удосужился отменить. Спрятать Dragstar от наряда конной милиции (чтобы не напугать всадников) будет трудно, зато за потомком костотряса на лошади точно не угнаться.
В экстремальных условиях для измерения АЧХ системы довольно неплохо подходит межстанционный шум приёмника в УКВ-диапазоне или ритмы современной музыки, чья электронная основа с успехом «накрывает» полосу пропускания радиоприёмника. Такой подход тем более справедлив, что время отклика на нашем портативном анализаторе установлено равным одной секунде, позволяя усреднять частотную характеристику с приемлемой для практических целей точностью.
На первом графике показан спектр шумов работающего на средних оборотах двигателя Yamaha Dragstar (непрогретого). На второй картинке зафиксирован суммарный звуковой спектр работающих двигателя и звуковой системы. Громкость была выставлена таким образом, чтобы на слух басовые пассажи только-только начали перекрывать сочный звук выхлопа. Хорошо заметна «добавка» басовых частот ниже пика выпускной системы на 63 - 80 Гц. Четырёхдюймовая фронтальная акустика, зажатая в тесные боксы, начинает свою работу с 250 Гц. Общий ход кривой, конечно, отличается от аудиофильских канонов, но для работы на открытом воздухе более чем неплох.
SQ
Поскольку я уже записал компакт-кассеты в разряд редкого винилового идолопоклонства, в походном наборе для субъективного прослушивания и измерений напрочь отсутствуют записи на магнитной ленте. Вынужденное обеднение информационной части обзора я попытался восполнить некоторыми дополнительными измерениями, весьма познавательными для иллюстрации эффекта маскировки в басовом диапазоне.
Тип системы: аудио
Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Alpine TDA-7592R
Усилитель: Poweramper Q250
Акустика: Focal 100 CV1
Сабвуфер: Bazooka SM8A
Студия: MAD Audio
Источник: журнал Автозвук, 08/2005.
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором