Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Шестиканальный усилитель Zed Audio Leviathan-III. Живой Левиафан

    Что мы знаем о ветхозаветном чудище? Главным образом то, что его, скорее всего, никогда не было.
    Теперь, как оказалось, есть. Вряд ли разработчики Zed Audio именно это имели в виду, когда обнаружили, что у них получился импульсный усилитель с качеством звучания, не уступающим хорошим неимпульсным. А звонить Стиву Манцу в Калифорнию не хочется, да ещё разница во времени...
    Как у нас однажды (пару месяцев назад) уже отмечалось, название усилителя наводит на мысль об убийственной силы моноблоке. Там же отмечалось, что на самом деле «Левиафан-3» (следы «Левиафанов» с номером 2 нашлись в Интернете, по виду почти неотличим) — универсальный многоканальный усилитель. Во-первых, применительно к этому типу усилителей универсальность в наибольшей степени зависит от числа каналов, когда это строго шесть строго независимых, а не четыре плюс два, соединённые в мост уже на фабрике. Во-вторых, даже честный шестиканальник мощностью по 40 Вт на канал универсальным не окажется, с сабвуфером ему делать нечего. Ну и фильтры, разумеется, от них в нашем деле зависит немало.
    Без звонка Стиву видно: всё это известно и ему. Шесть каналов с идентичной (и немалой, впрочем, вы бы и без меня это заметили, по заявке — 190 Вт на 4 Ом у каждого) мощностью и довольно гибкие по той же заявке фильтры.
    Что касается габаритов, они вовсе не левиафанские, там где-то указаны, когда найдёте, согласитесь, иного не ожидаю. Габариты — обычные для многоканальника средней мощности, только здесь мощность — не средняя.

    Индикатор включения — надпись «ZED», выложенная на плате из бело-голубых светодиодов, в процессе запуска усилителя мигает (секунды две), потом начинает гореть с ослепительной яркостью
    Светодиоды на плате индицируют различные режимы работы источника питания — так, один из них, предположительно участвующий в процессе стабилизации напряжения, загорался при превышении выходным сигналом уровня 11 В

    Со стороны входных разъёмов отдельная плата индикации и кроссовера 5 — 6 каналов, а кроссовер каналов с 1 по 4 расположен на основной плате.
    Шесть каналов усилителя разделяются на три пары (да, я Капитан Очевидность), выходные транзисторы и здесь, и в блоке питания — во внушительного размера корпусах.
    Катушки выходных фильтров небольшого размера, что косвенно свидетельствует о высокой частоте преобразования. Выше частота — меньше искажений, проще конструкция фильтра. Забегая вперёд, замечу, что во время прослушивания, когда усилитель работал с довольно приличной мощностью, корпус немного нагрелся только с края, в зоне блока питания, середина оставалась почти комнатной температуры. Наглядное проявление экономичности класса D.
    Немалого размера и трансформатор блока питания с 12 обмотками — для каждого участка схемы предусмотрены свои питающие напряжения, всего источников питания — 17. Самый правильный подход к проектированию усилителя, вот только экономические соображения не позволяют сделать
    такой подход повсеместным.
    Блок питания стабилизированный, на двенадцати 110-амперных полевых транзисторах. Ёмкости фильтра вторичного напряжения — по 8200 мкФ на каждое плечо. Солидно и со вкусом
    Ёмкость входного фильтра —без малого 40000 мкФ.
    Формально нелинейные искажения, вносимые этим усилителем, нельзя назвать рекордно низкими, но их спектр (вторая и третья гармоники примерно равной амплитуды) оказался таким, что на слух отторжения не вызывает.
    В каналах 1 и 2 можно включить (или не включить) только ФВЧ. Если не включить, то здесь, как и в остальных каналах, получится АЧХ без малейших признаков спада как на НЧ, так и на ВЧ. Включённый фильтр — действительно, 24 дБ/окт., фактические пределы перестройки частоты среза (по -6 дБ, как принято для таких фильтров — от 57 до ровно 4000 Гц. Форма кривой сохраняется абсолютно неизменной.
    В таких же пределах перестраиваются фильтры в каналах 3 и 4, только здесь это или ФВЧ, или ФНЧ, или оба сразу, образующие полосовой фильтр, или, разумеется, ни один. Полосовой фильтр с такими пределами регулировки частот среза подходит и для широкополосного фронта-тыла (с отключенным ФНЧ), и для мидбаса в двухполосной поканалке. Подходит и для СЧ-звена трёхполосной системы, но тут уже надо смотреть на возможности третьей пары каналов.
    В каналах 5 и 6 можно включить ФНЧ с такой же, как и всюду в этом усилителе, крутизной 24 дБ/окт. и пределами перестройки частоты среза 44 — 240 Гц, одновременно с ним включится ФВЧ, перестраиваемый от 12 Гц до 100 с небольшим, по существу, расширенный сабсоник. Что касается ФНЧ, для сабвуферного канала он подходит безоговорочно, для НЧ-звена трёхполоски — условно, то есть смотря какое звено, на 200 Гц у нас полосы фронта делят редко.
    Максимальная мощность (12,5 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 205/295
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,17/0,22
    Входная чувствительность, В 0,22 — 8,9
    Отношение сигнал/шум*, дБА 86
    Габариты, мм
    Длина/длина с разъёмами 415/445
    Ширина 248
    Высота 57

    *По стандарту CEA-2006, то есть относительно 1 Вт выходной мощности.

    Максимальный диаметр кабелей питания 8 мм. Диаметр выходных зажимов меньше — 6 мм. Предохранитель — внешний, неожиданно скромного номинала — от 30 до 50 А. Вход Remote можно не использовать — в усилителе предусмотрено автоматическое включение при появлении сигнала на любом из шести входов. Впрочем, эту опцию можно отключить и пойти обычным путём


    • Кроссоверное хозяйство развитое, логику работы удалось понять не с ходу, а лишь в процессе инструментального контроля, тогда стала понятна связь между тем, что крутим, и тем, что получаем
    • Для каналов 5 — 6 — ФНЧ с диапазоном перестройки 40 — 235 Гц и неотключаемый ФВЧ, перестраиваемый от 10 до 105 Гц
    • Для каналов 1 — 2 предусмотрен режим ФВЧ с частотой среза, перестраиваемой в диапазоне от 55 Гц до 4 кГц (проверим)
    • При включённых фильтрах каждая пара имеет своё предназначение, в зависимости от архитектуры системы, при этом для каналов 1 — 2 и 3 — 4 (раздельно) предусмотрен вариант, когда они работают через фильтры каналов 5 — 6, что означает чисто сабвуферное применение агрегата целиком
    • Индикаторы перегрузки для каждого канала, у нас они разгорались при мощности на выходе, в 2,5 раза меньшей максимальной, как бы авансом
    • Для каналов 3 — 4 — режимы ФНЧ, ФВЧ или полосового фильтра, частоты среза перестраиваются в тех же границах

    Прослушивание

    Для теста использовался наш стандартный комплект: «домашний» CD-проигрыватель Bryston BCD-1 и интегральный усилитель Bryston B100-SST, с выхода предусилителя которого и был снят сигнал. Акустические системы — двухполосные Monitor Audio. Кроссоверная секция была отключена, задействовались 1 и 2 каналы. Тестовые диски — симфоническая музыка, джаз, хор. На этих записях обычно очень хорошо заметны все проблемы усилительного тракта: нелинейность, интермодуляция, плохое демпфирование. И, конечно, не были забыты современные направления музыки — с учётом целевой аудитории, да и с целью проверки мускульной силы.
    После довольно длительного прослушивания мне пришлось изменить мнение об усилителях класса D. Конечно, это ещё не High End, но качество звучания весьма высокое. Настолько высокое, что и придраться-то, в общем, практически не к чему. Мощное и впечатляющее звучание органных композиций или большого симфонического оркестра приближалось к живому исполнению.
    Тональный баланс ровный, с ярковатой серединой. Вокал очень чистый, детально проработанный и тонально точный. В звучании хора расстановка исполнителей по сцене передаётся вполне реалистично, есть и передний, и задний план. Одним словом, хор не карманный…
    Чуть гулким оказался бас на современных музыкальных жанрах — но это, скорее, особенности записи, чем недостаточное демпфирование. И вообще, впервые в моей практике импульсный усилитель столь безошибочно и беспощадно выявлял недостатки фонограмм, не добавляя ничего от себя к действительно хорошим.
    Особого внимания заслуживает разрешающая способность усилителя — передавать слабые сигналы на фоне сильных. Деликатная джазовая тарелочка на фоне мощного контрабаса звучала отлично, отголоски рояля не вязли в басовых пассажах. Интермодуляцией, соответственно, тоже не пахло — верхняя середина была кристально чистой даже на фоне мощного басового «подпора».
    Всего год назад («АЗ» №11/2011) по этому поводу было сказано следующее: «Понятно, что не за горами то время, когда по музыкальности широкополосные импульсные усилители встанут вровень с лучшими представителями класса AB, но пока это время не наступило». Приходится признать — это время наступило.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Шестиканальный усилитель
    КТО
    Zed Audio Leviathan III
    ПОЧЕМ
    45900 р
    ЭТО — ПЛЮС
    Высокое качество звучания
    Гибкость применения
    Незаурядная мощность
    ЭТО — МИНУС
    Неочевидная структура кроссовера
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Он существует...
    РЕЙТИНГ
    Мощность 9
    Технические характеристики 8
    Оснащённость 8
    Фильтры 9
    Удобство установки 8
    Впечатление от прослушивания 9
    Итог 8,5

    Источник: журнал Автозвук, 12/2012. Валерий Ким
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa