Конструкция
Динамики выполнены очень добротно, это сразу обращает на себя внимание. В этой цене качество изготовления сейчас в основном попроще. И уж что совсем не встречается в этой цене – упаковка в виде деревянных кейсов:
НЧ/СЧ динамик Maestro HD650 относительно тяжелый, больше полутора килограмм весом. Это сразу настраивает на то, что ставить его нужно по уму, на хорошие правильные подиумы. Два самореза к обивке – это не про него.
Целлюлозный конус диффузора жёсткий, прогнуть его – ещё надо постараться. Лицевая сторона покрыта защитно-демпфирующим составом. Интересна фактура поверхности – множество рельефных точек. Во-первых, это гасит распространение паразитных колебаний внутри самого материала диффузора. Во-вторых, рельеф демпфирует приграничный к диффузору тонкий слой воздуха, что в какой-то степени тоже работает на уменьшение призвуков.
Верхний подвес диффузора имеет двухволновую форму. Она хорошо показала себя в некоторых прежних моделях E.O.S. – такой гофр имеет хорошую линейность.
Нажимные терминалы примут кабель сечением до 4 кв.мм. Подводящие проводники прихвачены к центрирующей шайбе:
Корпус твитера ET-280 выточен из цельного куска алюминия, конструкция неразборная. Крепление реализовано с помощью большой гайки, наворачивающейся на сам корпус.
Габариты недвусмысленно намекают на наличие акустической камеры. Значит, можно ожидать, что твитер будет хорошо работать не только на самом верху. Потом всё окажется даже интереснее, и дело не только в камере. Но пока не буду торопиться с выводами.
Как и в более ранних моделях твитеров E.O.S. среднего и верхнего сегмента, в ET-280 используется 28-мм шёлковый купол производства Dr Kurt Muller. Кто не в курсе, их используют очень многие производители High End динамиков.
Прослушивание
Тестировать отдельные компоненты всегда довольно сложно. Поскольку НЧ/СЧ и ВЧ динамики продаются раздельно, штатного кроссовера, по понятным причинам, к ним просто не существует. Поэтому было принято решение в очередной раз использовать процессор. На этот раз, к счастью, снимать свой из машины не пришлось. В запасниках опытных образцов компании PIT нашёлся процессор, который был разработан, но в производство не пошёл. Подробно о нём рассказывать не буду, он всё равно существует лишь в нескольких экземплярах.
Со звуком всё довольно прилично, никакой жёсткости или грубости, которая присуща некоторым другим процессорам, обнаружено не было. К тому же E.O.S. позволяет поиграть не только с частотой и крутизной среза каждого из фильтров, но и с их добротностями – это тоже важный элемент настройки. В общем, для теста процессор подошёл просто отлично.
Настройка ФВЧ и выбор ориентации для ЕТ-280
Первое, к чему приступил после "разминки" динамиков – поиски оптимального стыка НЧ/СЧ и твитеров. Вот тут меня ждал сюрприз. Я всегда ратовал за то, чтобы поднимать частоту среза для высокочастотников как можно выше. Чем дальше рабочая частотная область от резонансной частоты, тем легче и детальнее звучание на ВЧ. К чему далеко ходить, недавно на тестировании был один такой наглядный пример – просто шикарен на самом верху, но снижения частоты раздела вообще не терпит.
С удивлением обнаружил, что ET-280 можно спокойно резать снизу чуть ли не до 2 кГц (12 дБ/октава). Он не грубел, не начинал резать или свистеть, звучание оставалось ровным, чистым и даже каким-то тёплым что ли. Всё же наличие акустической камеры даёт о себе знать – такие твитеры легче работают даже на частотах, близких к собственной резонансной частоте. Само собой, злоупотреблять этим не стоит, но свободы в настройке появляется гораздо больше. В конечном итоге чуть ли не половину треков так и слушал на "низкой" настройке среза около 2,5 кГц.
С ориентацией долгих поисков не было. Лучше всего твитеры звучат, будучи направленными в сторону слушателей. Классическое направление в точку между подголовниками для них окажется самым разумным решением. Разворачивать их сильнее не нужно, звучание теряет лёгкость.
Настройка ФНЧ для Maestro HD650
Один из основных вопросов при прослушивании заключался в том, в какой системе динамики покажут себя лучше всего – в двух- или трёхполосной. Фактически, речь шла о том, насколько хорошо они справятся с "верхней серединой".
Дело в том, что прослушивание я всегда произвожу следующим образом – боксы под акустику разворачиваю почти друг на друга, позади них ставлю звукопоглощающие маты. Так характер звучания динамиков получается ближе всего к автомобильным – там они тоже ориентированы под большим углом к слушателям. А при такой ориентации сильнее всего звучание меняется именно на "верхней середине". Кстати, именно поэтому прослушивание на стендах в магазине обычно малоинформативно – там динамики смотрят "в лоб".
Если не включать ФНЧ, то при совсем прямой ориентации можно заметить даже некоторую крикливость. Но лишь малейший разворот – и звучание становится ровнее. А при более сильном развороте создаётся впечатление, что ФНЧ уже включен.
Так вот, для Maestro HD650 зависимость звучания от угла выражена достаточно сильно. В нашем случае это только плюс. В машине ближний динамик всегда оказывается развёрнутым сильнее и в СЧ диапазоне оказывается несколько "придушенным". Это уменьшает эффект привязки звука к ближней стороне. Простыми словами – Maestro HD650 позволяют даже в беспроцессорной системе получить относительно равномерную стереопанораму.
Впрочем, распускать динамик играть в полную полосу я бы всё равно не стал, фильтрация по верху ему не помешает. Пробуя разные настройки, пришёл к выводу, что верхний предел ФНЧ можно брать границу 4 кГц (для определённости брал 12 дБ/октава). Выше по частоте динамик переходит в модальный режим работы и теряет лёгкость звучания, так что лучше его не терзать тем, для чего он не предназначен.
Характер НЧ
По нижним частотам к Maestro HD650 никаких претензий не возникло. Бас плотный, увесистый, "мясной", но не "жирный". Мидбасовый диапазон не стремится казаться упруже, чем надо, панч не акцентируется. Но в отсутствии артикуляции упрекнуть эти динамики сложно. Вниз по частоте они забираются весьма уверенно, стыковать с сабвуфером можно будет без проблем.
На форумах пару раз проскакивала информация, что Maestro HD650 могут стучать катушкой. Я честно старался довести их до этого довольно жёстким "наваливанием". Не получилось. Да и просто при сильном нажатии на диффузор довести динамик до механического предела хода оказалось проблематично. Так и не понял, откуда взялась эта информация. А вообще, при корректной настройке раздела с сабвуфером ход у фронтальных динамиков в любом случае оказывается небольшим. А сдуру можно и... столб сломать.
Эксперименты с разными усилителями
В ходе прослушивания усилители несколько раз менялись. В тракте побывали E.O.S. Classic 100, самодельный гибридник, двухканальный Korkunoff Audio Master 75.2, E.O.S. AE-130.4. Все они достаточно высокого класса и, главное, с уже изученным характером.
Из всей группы мне больше всего понравилась связка именно с AE-130.4. Массивный, насыщенный, но при этом разборчивый и артикулированный бас. На СЧ и ВЧ икакой крикливости, жёсткости, синтетичности или прочего окрашивания звука. Очень натурально передаются сибилянты (свистяще-шипящие звуки), а ведь это проблема для многих твитеров с высоким разрешением. Образы какие-то осязаемые, тёплые, живые. Звучание открытое, без зажатости, лёгкое. Очень приятно слушать.
С другими усилителями ET-280 тоже образуют неплохие связки, но они понравились меньше. Например, более «сухой» характер усилителя лишает звучание наполненности, оно превращается в эдакую ажурную паутинку, витающую в пространстве. Пространство передаётся прекрасно, но теряется ощущение, что на том конце звукозаписывающего тракта находились живые инструменты и исполнители. Более простые усилители, полагаю, рассматривать вообще не стоит, они просто не раскроют потенциал акустики.
Измерения
Твитер E.O.S. ET-280
А твитер-то оказался действительно не так прост. Посмотрите на его импедансную кривую. Жаль, что он неразборный, но есть предположение, что внутри имеется режекторная камера, настроенная на его резонансную частоту. Это объясняет и размеры корпуса, и способность играть при столь низкой настройке ФВЧ:
Зависимость импеданса от частоты E.O.S. ET-280
Лёгкий подъём АЧХ выше 13 кГц – результат работы короткого конусообразного рупора, в который, фактически, помещён шёлковый купол. Он и позволил повысить отдачу в этой области частот и скомпенсировать ранний спад АЧХ. А вот под большим углом его влияние уже теряется. Вот почему звучание динамика показалось намного интереснее при ориентации в сторону слушателей:
АЧХ твитера E.O.S. ET-280 при включении без фильтра
- Красная кривая – АЧХ по оси
- Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
- Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
НЧ/СЧ динамик E.O.S. Maestro HD650
НЧ/СЧ динамик имеет довольно низкую резонансную частоту и невысокую полную добротность. Вот и причина, почему бас достаточно точен, плотен и глубок, но без чрезмерно акцентированного жёсткого панча. Экспериментаторам есть повод поиграться с акустическим оформлением:
Зависимость импеданса от частоты E.O.S. Maestro HD650
- Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 9,3 л
- Qms (механическая добротность) – 6,14
- Qes (электрическая добротность) – 0,54
- Qts (полная добротность) – 0,50
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,8 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,2 дБ
Измерения АЧХ тоже только подтвердили услышанное ранее. Слушать Maestro HD650 на стенде при прямой ориентации – пустая затея, а вот в машине при развороте динамик зазвучит как от него и требуется. И подобранная на слух частота ФВЧ в районе 4 кГц для него более чем оправдана:
АЧХ динамика E.O.S. Maestro HD650 при включении без фильтров
- Красная кривая – АЧХ по оси
- Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
- Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
И, кстати, ещё раз обращу внимание на басовый потенциал. Про установку без нормальных крепких подиумов можно даже забыть. При халтурной установке в лучшем случае будут гудеть, а в худшем – просто расшатают всю дверь.
Выводы
Динамики однозначно требуют прогрева. Короткой "разминки" им недостаточно – даже в ходе прослушивания они продолжали раскрываться чуть ли не с каждым последующим треком. Учитывайте это, если они вас вдруг "не вдохновят" с первого включения.
К Maestro HD650 вообще вопросов никаких, особенно в трёхполоске. В двухполосных системах их можно пускать играть где-то до 4 кГц. Соответственно, и твитеры к ним нужно подбирать с соответствующим потенциалом. Опять же связка с ЕТ-280 выглядит вполне разумной. И ставить их нужно только на крепкие, сделанные по уму подиумы, иначе их возможности просто не раскроются.
Что касается ЕТ-280, то это тот редкий случай, когда я не настаиваю на более высокой настройке ФВЧ. В двухполосных системах раздел можно опускать чуть ли не до 2-2,5 кГц (12 дБ/октава). Естественно, лучше этим не злоупотреблять, но свободы в настройке у ET-280 даёт немало.
Плюсы
Техническое изящество конструкций динамиков
Высокое разрешение на ВЧ, тёплое, живое звучание на СЧ и НЧ
Рабочий диапазон твитера начинается чуть ли не со средних частот
Свобода настройки раздела между СЧ/НЧ динамиком и твитером
Для такого уровня компонентов цены очень приятные
Минусы:
Акустика требовательна к подбору остальных компонентов тракта
https://carmus.ru/content/89
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)