Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Одноклассники. Компонентная акустика 5" от 3800 до 7500 рублей. Право на индивидуальность

    Ведь было замечено, и не раз, что модели общедоступной акустики нередко схожи друг с другом, как изделия из не очень многочисленного набора деталей. «Путешествие в Леголенд» помните?

    Mystery MP-205
    Hertz ESK 130
    Diamond D3 51
    E.O.S. Opera 13
    Audio System Radion 130
    Audiotop ATM 13/2P
    CDT CL-51
    Kicker RS 56.2

    Известны и причины, которыми это явление вызвано. Действительно, одним из способов удешевления производства является унификация деталей, в идеале всё их множество желательно свести к возможно более скромному перечню вариантов. Применительно к мидбасам данного типоразмера, скажем, так: по три типа подвесов, центрирующих шайб, магнитных систем и корпусов дадут вам уже 81 конструктивный вариант. Правда, с учётом того, что корпуса, магнитные системы и центрирующие шайбы должны сочетаться друг с другом, вариантов становится куда меньше, если, конечно, разработчики не догадались сделать присоединительные размеры корпусов одинаковыми. Ну, пусть осталось даже два десятка, а если к ним добавить различные материалы диффузора и формы центральных колпачков, то с ходу и не разберёшься, что все динамики собраны из одного «конструктора». Плюс разные материалы мембран твитеров, наборы установочных принадлежностей для них и индивидуальные для каждого брэнда кроссоверы (по меньшей мере — по форме корпуса). Вариантов окажется достаточно много для того, чтобы завод-изготовитель мог из года в год выпускать новые модели, не слишком беспокоясь об обновлении набора компонентов.
    А вот теперь забудьте всё то, о чём было сказано в первом абзаце. Не совсем, на время. До тех пор, пока мы не вернёмся к тестированию акустики начальной ценовой категории. Потому что в нынешнем тесте участвует компонентная акустика пусть и не самая пафосная, но и не относящаяся к бюджетным сериям (а последний участник в группе по своим техническим задумкам и уровню исполнения был бы достоин индивидуального теста). Группа сегодня подобралась не самая многочисленная, но зато каждый из её членов обладает собственной индивидуальностью. Кстати, тому факту, что образцов «продвинутой» акустики удалось набрать не так уж много, имеется расхожее объяснение с позиций рынка. Даже термин такой есть — вымывание среднего ценового сегмента. Дело в том, что дилеры аудиоаппаратуры (и не только её, но мы не будем выходить за границы нашей епархии) придерживаются в основном двух стратегий. Либо торговать дешевой техникой и получать прибыль за счёт оборота, либо ставить на изделия топовой ценовой категории и богатеть за счёт пропорциональной (иной раз — более чем) торговой наценки. А продавать технику средней ценовой категории труднее всего — тут, во-первых, нужен покупатель, который ясно представляет, что ему надо, а не руководствуется внешне привлекательными, но не всегда отражающими реальное качество продукта маркетинговыми лозунгами. Во-вторых, нужен продавец (пусть менеджер, а то на «продавца», неровён час, скоро обижаться будут), который действительно понимает, в чём реальные плюсы и минусы того или иного товара, а найти такого будет потруднее, чем встретить грамотного покупателя.
    Так в чём же плюсы и минусы пятидюймовой акустики «продвинутой» ценовой категории? Во-первых, как выяснилось по результатам теста, нынешние одноклассники будут на круг слегка громче своих визави из начальной ценовой категории. Как можно этого достичь, мы с вами знаем: путём использования более мощной магнитной системы и/или за счёт облегчения подвижной системы. Но как первый, так и второй путь приводит к уменьшению электрической и полной добротности, а второй ещё и повышает частоту резонанса. Как результат, наращивание чувствительности ведёт к повышению нижней границы рабочей полосы частот мидбасов (мы сейчас говорим только о них), тем самым естественно ограничивая рамки процесса. Вот только где? В смысле, ограничение на какой частоте следовало бы считать естественным?
    Вот тут, как мне кажется, многие из разработчиков слишком полагаются на сабвуфер. Мы с вами как-то привыкли считать, что когда сабвуфер с мидбасом стыкуется на частоте 100 Гц, то это — верхняя граница нормы, выбор такой частоты накладывает определённые (порой трудновыполнимые) ограничения на крутизну спада фильтра НЧ, на физическое местоположение саба и его характеристики. Более практично, когда стыковка проходит по частоте 90 Гц, ещё лучше — 80 Гц, ещё лучше... Впрочем, давайте оставаться на твёрдом грунте реальности, и тогда признаем, что понуждать «пятёрки» играть ниже 80 Гц не только почти безнадёжно, но и не слишком разумно. Если даже и встретятся вам мидбасы этого калибра с нижней частотной границей, скажем, 63 Гц, попытка «выпустить» их на свободу на частоте 70 Гц приведёт к слишком раннему ограничению по величине искажений на таком, сравнительно низком для них, басе. Теперь допустим, что нижняя граница нашего гипотетического мидбаса попадает примерно на 80 Гц (-3 дБ), тогда мы его включаем через фильтр ВЧ, настроенный на 90 Гц, и по той же частоте фильтруем сабвуфер. Должно получиться приемлемо, и сохраняется некоторая свобода манёвра. Если нижняя граница мидбаса без фильтра 90 Гц, то свободы манёвра уже почти не остаётся, если выше, то начинают возрастать упомянутые выше инсталляционные сложности. Либо при установке системы надо сознательно идти на определённый «подлог»: сабвуфер фильтровать на частоте 100 Гц, а мидбасы «отпускать» выше 110 — 115 Гц. (Серьёзного криминала тут нет, провал шириной 1/6 октавы услышать непросто, но как-то это не по-честному.)
    Если вернуться к нашим тестируемым, то, как оказалось, у многих из них измеренная нижняя частотная граница приходится на 100 — 105 Гц, а то и выше. При этом, позволю себе напомнить, компрессионные свойства салона на этих частотах ещё не сказываются, так что граничная частота, измеренная «на воздухе», и та, что будет реализована «в жизни», практически идентичны. (Мало того, технология измерений на комплексе Clio, как мы давно заметили, имеет склонность занижать частотную границу по низу, но, к счастью, не сильно.) Так что ограниченные басовые возможности «продвинутых» мидбасов — это оборотная сторона их же повышенной чувствительности.
    Если продолжать сравнение нынешних тестируемых с их более доступными собратьями того же типоразмера, можно обнаружить, что первые отличаются более стабильными показателями нелинейных искажений. Правда, на верхнем басе и здесь разброс значений к.н.и. двукратный, но этот диапазон всё же значительно уже, чем тот, что был зафиксирован в тесте предыдущего номера. Причина ясна: геометрия магнитной системы и свойства подвеса в данном случае согласованы лучше, чем когда те и другие комбинируются произвольно. У нынешних лучше согласованы по уровню пищалки и мидбасы, что тоже нетрудно объяснить, если учесть, что «продвинутые» пятидюймовые мидбасы по чувствительности почти не уступают «шестёркам». Что же касается пищалок, то их конструкции не так открыты для анализа, как у мидбасов, и тут сказать можно очень немного. Но всё же у меня есть устойчивое ощущение, что пищалочки из нынешней группы ведут себя солиднее, по крайней мере, подавляющее большинство из них достаточно спокойно справляются с частотами до 18 кГц. Кроссоверы (если не брать качество исполнения механических деталей) мало отличаются от тех, что мы видели в тесте прошлого номера. Но если среди тех кроссоверы без аттенюатора можно было встретить почти с той же вероятностью, что и фильтры с аттенюатором, то в сегодняшней группе наличие хотя бы простейшего регулятора уровня является нормой. Из этого правила нам не встретилось ни одного исключения, а один участник оказался богат настройками сверх всяких ожиданий.
    Пожалуй, не все те индивидуальные качества, которые вложены в акустику разработчиками, являются бесспорными. Но главное всё же в том, что акустика этой ценовой категории эту индивидуальность имеет, и право на неё как бы делегирует своему владельцу.
    Переходим к стандартной процедуре перечисления тех особенностей конструкции компонентов, которые в ходе технического описания акустики будут нами приниматься по умолчанию ввиду своей растиражированности. И начну опять с кроссовера. Если ничего не сказано о сердечниках катушки (катушек), значит, его и нет, воздух в чистом виде. Ничего не говорится о типе конденсатора — он электролитический неполярный. Схемное устройство кроссовера мы определяем так называемой «формулой» (по аналогии с химической формулой вещества). Вместо того чтобы указывать крутизну спада фильтров 6, 12, 18... дБ/окт. (которая, как мы знаем, точно соблюдается только на резистивной нагрузке и, как правило, там, где сигнал уже практически подавлен), мы пишем порядок фильтра: I, II, III. Соответственно, если оба фильтра имеют теоретическую крутизну 12 дБ/окт. и если фильтр НЧ дополнен цепью Цобеля (последовательно соединённые конденсатор и резистор), то формула кроссовера запишется так: II(Zobel) + II. Правда здорово?
    Пищалки считаем купольными, исключений из этого правила нам почти и не встречалось (почему «почти» — узнаете из теста), так что мы только указываем диаметр мембраны (по куполу) и её материал. В комплекте всегда присутствует так называемая «чашка» для заглублённого монтажа, поэтому имеет смысл говорить лишь о других установочных принадлежностях. Мидбасы считаем диффузорными (это юмор такой), независимо от материала диффузора центральный колпачок предполагаем выпуклым и выполненным из пластика. Типовая высота магнита теперь и у «пятёрок» 15 мм. Диаметр звуковой катушки 25,4 мм, если не указано иного. Материал подвеса — резина, ширина одиночного гофра 9 — 10 мм. Диффузородержатель считаем штампованным. Для соединения с подводящими проводами почти повсеместно используются контакты под клеммы-«лопаточки», хотя многие установщики признают лишь один способ их соединения с акустическим кабелем — пайку.
    Индивидуальностей у нас сегодня не так уж и много, а потому вдвойне негоже заставлять их ждать — обидятся, чего доброго. Иду, иду, не шумите...

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Вновь нас порадовал E.O.S. Помимо самой высокого общего балла, его из всех участников можно слушать дольше всего, и это не надоедает — очень информативный опыт, может, введём когда-нибудь оценку (в часах-минутах). Ближе всего к победителю подошли гордый Diamond Audio и демократичный Mystery, поди ж ты, как получается... Более того, из этих двух звук нам показался более уравновешенным у Mystery. Откуда и звание «Фаворита». Diamond с полным основанием становится рекомендованным компонентом.

    Источник: журнал Автозвук, 04/2008. Юрий ЕВТУШЕНКО. Измерения: Андрей КРЫЛОВ
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa